Институт осуществляет повышение профессионального уровня сотрудников правоохранительных органов, в том числе состоящих в Президентском резерве.

Институт состоит из:

1) Управления по организации повышения профессионального уровня, в том числе Представительства Академии в регионах;

2) Кафедры международного обучения в сфере противодействия глобальным угрозам;

3) Кафедры прокурорской деятельности и развития языков;

4) Кафедры следственно-оперативной работы.

С момента образования Академии повышение профессионального уровня прошли 5361 сотрудников правоохранительных органов, в том числе 3800 органов прокуратуры, 225 — органов внутренних дел, 886 – антикоррупционной службы, 600 — службы экономических расследований, 65 — КПСиСУ.

Важным направлением образовательной деятельности является подготовка сотрудников, состоящих в Президентском резерве руководства правоохранительных органов. Данный образовательный проект реализуется во исполнение поставленной Главой государства задачи по созданию новой формации руководителей — лидеров и современных менеджеров.

Учебный процесс разделен на четыре модуля обучения: «Основные направления государственной политики», «Тактика ведения переговоров при массовых протестных и террористических акциях», «Основы аналитической работы в управленческой деятельности» и «Лидерство и личная эффективность руководителя».

Для обеспечения высокого уровня обучения, к занятиям привлекаются авторитетные ученые и практики, в том числе иностранные эксперты (США, Великобритания и Сингапур) и представители руководящего состава государственных органов.

На сегодня обучение прошли 74 сотрудника, из них 23 назначены на руководящие должности правоохранительных органов.

Курсы повышения квалификации

Курсы повышения квалификации проводятся по новому формату и ориентированы на практику. В частности, организация обучения включает три основных этапа: «Изучение потребностей практики в знаниях и формирование тем курсов повышения квалификации», «Определение наиболее эффективных форм подготовки с учетом специфики тем курсов повышения квалификации» и «Оценка практической эффективности каждого курса обучения и внесение соответствующих корректив в работу».

В рамках реализации первого этапа проведен детальный контент-анализ состояния и имеющихся проблем (материалы инспекторских проверок, коллегии, отчетных отзывов о недостатках работы и др. за последние 3 года), на основе которого определены наиболее частые недостатки в работе сотрудников, вызванные нехваткой знаний и навыков.

Это позволило определить и разработать наиболее актуальные на практике темы курсов повышения квалификации.

При реализации второго этапа, исходя из специфики курсов, определены методы обучения, которые обеспечивают наиболее эффективное закрепление необходимых знаний.

В качестве таковых определены практические семинары, в ходе которых апробируются полученные знания на конкретных ситуациях.

В ходе реализации третьего этапа внедрена объективная система оценки качества обучения, которая осуществляется по трем основным показателям:

— результатами входного и выходного контроля уровня знаний по теме курса;

— оценка слушателем качества и актуальности содержания учебного материала (соответствие полученных знаний запросам практики, эффективность при решении имеющихся проблем, компетентность лектора и др.);

— экспертная оценка непосредственного руководителя слушателя, по истечению 2-3 месяцев после обучения, на предмет улучшения качества, работы подчиненного после обучения.

Ожидаемым эффектом от реализации данных подходов выступает рост эффективности работы сотрудника, прошедшего обучение, снижение количества недостатков и упущений в работе, вызванных нехваткой знаний и навыков.

Занятия на курсах проводятся профессорско-преподавательским составом Академии. Помимо этого, в качестве лекторов приглашаются судьи Верховного Суда, сотрудники Генеральной прокуратуры, Службы экономических расследований, Антикоррупционной службы и Счетного комитета.

Специально-первоначальное обучение

Применяется принципиально новая форма обучения молодых сотрудников службы экономических расследований, антикоррупционной службы и органов прокуратуры.

Молодые сотрудники после своего назначения проходят полноценные месячные курсы обучения в Академии на основе передовых образовательных технологий, усилена практическая составляющая учебной программы.

Обучение молодых сотрудников проводится в соответствии с учебными планами, разработанными на основе Паспорта компетенции (общеотраслевая, информационная, письменная, коммуникативная, профессиональная).

Лекционные и практические занятия на курсах проводятся сотрудниками Академии, Генеральной прокуратуры и других уполномоченных органов.

Также уделено внимание физической, огневой и боевой подготовке молодых сотрудников.
Академией внедряется метод оценки уровня компетенции молодых сотрудников прокуратуры путем проведения методики «Ассессмент».

Профессиональный уровень определяется в ходе решения кейсовых задач, моделирующих повседневную работу прокурора.

Проверке подвергаются такие навыки, как: умение работать с ведомственными информационными системами, подготовка юридических документов, организация работы по отраслям надзора, анализировать проблемные вопросы, творчески подходить к их решению и т.д.

Для обеспечения объективности процедуры используются методы перекрестной оценки и кодирования данных слушателей, что исключает лоббирование интересов того или иного лица со стороны экспертов.

В ходе выполнения заданий эксперт будет наблюдать за молодым сотрудником и оценивать его умения по поведенческим проявлениям в соответствии с уровнем компетентности.

Оценка проводится экспертами из числа опытных сотрудников Академии.

Использование предлагаемого подхода позволяет на качественно новом уровне проводить процесс отбора кадров в органы прокуратуры и с достаточно высокой степенью достоверности прогнозировать профессиональную успешность кадров, принимаемых на службу.

За истекший период обучено 743 молодых сотрудников правоохранительных органов.

Международное обучение в сфере противодействия глобальным угрозам.
Региональный хаб

С одобрения Главы государства (письмо одобрено решением Президента №3709 от 30.09.16 года) в конце 2016 года стартовал проект по созданию на базе Академии Регионального Хаба по глобальным угрозам, который позиционировался как международный исследовательский и обучающий центр по вопросам противодействия:

1) экстремизму и терроризму;

2) незаконному обороту наркотиков и оружия;

3) торговле людьми и незаконной миграции;

4) киберпреступности;

5) финансовым преступлениям и коррупции.

Менее чем за полтора года на базе Хаба проведено 16 образовательных и научно-исследовательских мероприятий, где участвовали более 800 слушателей (в т.ч. из Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Афганистана и Пакистана). Привлечено 38 международных экспертов из различных стран и организации.

Активное сотрудничество осуществляется с ведущими зарубежными странами и организациями (ООН, ОБСЕ, ЕС). Получено высокое одобрение от Организации Объединенных Наций, в рамках подписанного 11 апреля 2017 года в Вене Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Казахстана и ООН.

Также заключены меморандумы и договора о сотрудничестве с ведущими образовательными учреждениями страны и региона (Назарбаев университет, ЕНУ, Национальный университет обороны, Научно-практический центр Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Высшие учебные курсы при Генеральной прокуратуре Узбекистана и т.д.), региональными организациями по безопасности (ЦАРИКЦ).

Учитывая высокую результативность проекта в сентябре т. г. принято решение о переводе его на операционный уровень – создание на базе проекта Кафедры международного обучения в сфере противодействия глобальным угрозам.

Кафедра продолжает заданные критерии и темп работы. Основной задачей Кафедры являются:

— повышение квалификации, а также подготовка высококвалифицированных сотрудников правоохранительных служб Казахстана и региона в сфере борьбы с глобальными угрозами;

— поиск и внедрения в практику инновационных методов обучения, а также результатов совместных исследований;

— постоянный обмен передовым опытом, создание открытой диалоговой площадки между образованием – правоохранительными органами — обществом.

Следует отметить, что создание постоянно действующей функциональной структуры позволило по-новому взглянуть на поставленные задачи, внести необходимую корректировку для развития дальнейших перспектив.

В сентябре т.г. с учетом актуальности к направлениям глобальных угроз добавлены вопросы обеспечения экологической безопасности.

К проведению обучающих мероприятий активно привлекаются не только международные эксперты, но и собственные национальные тренеры, подготовленные в рамках данного проекта.

Активно ведется работа по профилактике данных видов угроз и вовлечению общественности в диалог.

Проводятся круглые столы и семинары, где участниками выступают научные круги, практики – правоохранители, представители общественности. Такой симбиоз позволяет взглянуть на решение проблем под другим углом.

Разработан один из видов инновационного обучения – кинотренинг, представляющий собой междисциплинарную методику, основанную на стыке психологии и педагогики.

В сентябре т.г. проведен первый международный симуляционный тренинг «Борьба с торговлей людьми на миграционных маршрутах», где приняли участие 57 сотрудников правоохранительных и государственных органов, а также неправительственных организаций 14 стран мира. Всего участвовало более ста человек из 17 государств.

Процесс обучения исключает теорию и полностью ориентирован на практические аспекты. В процессе тренинга имитируются жизненные ситуации по трудовой и сексуальной эксплуатации людей.

Данная методика будет использована в дальнейшем по всем направлениям глобальных угроз, а также в других обучающих мероприятиях Института. Для этих целей начато работа по созданию имитационного полигона.

Планируется дальнейшее географическое расширение участников в случае заинтересованности других государств, в особенности стран СНГ.