Стратегия развития

Приложение 1
к приказу ректора Академии
правоохранительных органов
Республики Казахстан
от «9» сентября 2021 года
№ 68

 

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
АКАДЕМИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПРИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА 2019-2023 ГОДЫ

г. Косшы

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения;
2. Миссия и видение;
3. Стратегические цели и задачи;
4. Механизм реализации Стратегии;
5. Ожидаемые результаты;
6. Перечень правовых актов и использованных источников.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Стратегия развития Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан на 2019-2023 годы разработана с целью дальнейшей модернизации системы подготовки кадров для правоохранительных органов.

Республиканское государственное учреждение «Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан» (далее – Академия) является некоммерческой организацией образования с особым статусом, самостоятельно определяющая содержание образования и организацию образовательной деятельности.

Академия образована Указом Президента Республики Казахстан №15 от 4 мая 2015 года.

Основными ее направлениями деятельности являются:

— повышение профессионального уровня сотрудников правоохранительных органов, в том числе состоящих в Президентском резерве руководства правоохранительных органов Республики Казахстан;

— первоначальная профессиональная подготовка лиц, впервые поступающих на службу в правоохранительные органы;

— координация и проведение межведомственных научных исследований в сфере правоохранительной деятельности;

— реализация программ послевузовского образования.

На сегодня Академия прошла период становления, проделана значительная работа.

Получены лицензии на право осуществления образовательной деятельности по программам послевузовского образования (магистратура и докторантура) по образовательным программам «Правоохранительная деятельность» и «Юриспруденция».

Разработана и внедрена нормативно-правовая база, созданы консультативно-совещательные, коллегиальные органы управления (Ученый, Учебно-методический, Научно-методический и Диссертационный советы).

Академия аттестована Министерством образования и науки в качестве субъекта научно-технической деятельности, а также все образовательные программы послевузовского образования признаны соответствующими Государственному образовательному стандарту Республики Казахстан.

В 2018 году Независимое Агентство по обеспечению качества в образовании провело институциональную и специализированную аккредитации учебного заведения. Получено свидетельство о соответствии реализуемых образовательных программ всем международным требованиям и стандартам.

Это дает Академии преимущество и будет способствовать дальнейшему повышению рейтинга вуза, укреплению конкурентных позиций среди казахстанских вузов.

В структуре Академии имеется три самостоятельных института исходя из возложенных на нее задач, а также несколько самостоятельных подразделений.

Среди них, Управление кадрового развития, Управление финансов и материально-технического обеспечения, Управление международного сотрудничества, Отдел по развитию и сопровождению информационно-коммуникационных систем, Отдел редакционно-издательской работы и другие.

Для осуществления контроля за реализацией политики Академии в области качества образовательной деятельности и соответствии ее изменяемым требованиям функционирует Группа контроля и оценки качества образовательной деятельности.

В целях обеспечения задач по повышению профессионального обучения образованы специальные кафедры служебной подготовки, прокурорского надзора, следственно-оперативной работы, а также специальной подготовки по противодействию глобальным угрозам.

Тематика курсов повышения квалификации сотрудников формируется путем анализа и оценки потребностей практики.

При этом программы обучения ориентированы под специфику каждого правоохранительного органа и разрабатываются для конкретной категории слушателей, т.е. состоящих в резерве на руководящие должности, по отраслям надзора и основным направлениям деятельности, а также для переведенных из других органов и сфер надзора.

В целом с 2015 года в стенах Академии прошли повышение квалификации и переподготовку более 9 тысяч сотрудников правоохранительных органов, начиная с января 2019 года начат процесс обучения по дистанционной форме, с ее использованием обучено порядка 2 тысяч сотрудников прокуратуры.

Создана и налажена система подготовки лиц, состоящих в Президентском резерве. Тематика курсов состоит из основных направлений государственной политики, тактики ведения переговоров, основ аналитической работы в управленческой деятельности, лидерства и личной эффективности руководителя.

Свою квалификацию на Президентских курсах повысили 94 руководителя из прокуратуры, внутренних дел, национального бюро и службы экономических расследований, 29 из которых назначены на вышестоящие должности.

С 2020 года внедрена первоначальная профессиональная подготовка кандидатов впервые поступающих на службу в органы прокуратуры, антикоррупционную службу и службу экономических расследований. Первый набор слушателей принят на обучение в январе 2021 года.

Цель обучения максимальное овладение кандидатами необходимыми для службы знаниями и навыками с включением модулей по развитию пяти компетенций (общеотраслевая, информационная, письменная, коммуникативная и профессиональная).

В сфере международного сотрудничества приоритетным для Академии является проект по развитию Регионального хаба по противодействию таким глобальным угрозам, как экстремизм и терроризм, незаконный оборот наркотиков, торговля людьми и незаконная миграция, киберпреступность, экологическая безопасность и финансовые преступления и коррупция.

Региональный хаб — это научно-образовательная площадка для сотрудников правоохранительных органов.

Наряду с сотрудниками казахстанских правоохранительных органов, в хабе обучаются силовики из Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Пакистана.

С момента образования хаба с участием международных экспертов проведено 80 обучающих мероприятия, всего прошли обучение почти две тысячи сотрудников правоохранительных органов, подготовлено 24 национальных тренера, в том числе 10 — по расследованию финансовых преступлений и 14 — по киберпреступлениям.

С 2018 года Академия является базовой организацией по повышению квалификации и переподготовке кадров для налоговых (финансовых) органов государств – участников СНГ.

В декабре 2020 года на заседании Совета МИД СНГ положительно рассмотрен вопрос о придании Академии еще одного статуса базовой организации по обучению прокурорско-следственных работников государств-участников СНГ.

В рамках полученных статусов по двум направлениям – переподготовка и повышение квалификации прокурорско-следственных сотрудников, а также работников органов налоговых расследований с 2018 года проведено 6 мероприятий для 231 сотрудников, в т.ч. 1 семинар для прокуроров.

В целях формирования единой научной политики правоохранительных органов Казахстана образован Научно-методический совет, в состав которого включены руководство Академии, руководители аппаратов и кадровых служб правоохранительных органов и научного сообщества.

Проводимые Академией научные исследования носят межведомственный характер и ориентированы на решение стратегических задач в правоохранительной деятельности. Их тематика связана с мероприятиями Общенационального плана, Совета по правовой политике и иных программных документов.

С 2015 года проведено 30 научных исследований, из них 21 межведомственное, это в том числе: «Неприкосновенность частной жизни», «Повышение гарантий защиты прав граждан в уголовном процессе», «Доверие населения как индикатор эффективности деятельности правоохранительных органов», «Пытки: проблемные вопросы уголовно-правового и процессуального урегулирования в пенитенциарных учреждениях», «Актуальные проблемы оценки уровня наркопотребления в Республике Казахстан» и другие.

По итогам организовано проведение 11 криминологических форумов, издано 43 научных труда, в том числе монографии, научные пособия, комментарии, методические рекомендации и сборники.

Результаты исследований Академии оказывают неоценимую помощь в нормотворчестве и практической деятельности. Заказчиками таких исследований выступают Совет Безопасности, Администрация Президента, Парламент, Генеральная прокуратура и центральные органы правоохранительных органов.

По линии послевузовского образования Академия осуществляет подготовку кадров по образовательным программам «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность». Открыты профильное и научно-педагогическое направления.

В структуре Института послевузовского образования функционирует Кафедра социально-гуманитарных дисциплин, Кафедра специальных юридических дисциплин и Кафедра общеюридических дисциплин.

С 2015 по 2021 годы выпущено 205 магистрантов и 32 докторанта.

Всего в Академии обучаются 144 обучающихся, из них в магистратуре — 114, в докторантуре — 30.

Начиная с 1 сентября 2020 года для магистрантов внедрено дистанционное обучение. Для содействия профессиональному росту молодых ученых, развития научного потенциала и реализации их творческих возможностей создан Совет молодых ученых.

Также для конструктивного взаимодействия со структурными подразделениями Академии, повышения качества обучения и научно-исследовательской деятельности реализации творческих возможностей магистрантов и докторантов в научных исследованиях работает Совет магистрантов и докторантов.

По линии международного сотрудничества налажено тесное взаимодействие с партнерами из ОБСЕ, ЕС, ООН, Интерпола, INTERRA, ITEC, Всемирного банка, Агентства MASHAV, посольствами и представительствами зарубежных стран (США, Турция, Израиль, ФРГ, Венгрия, Франция, Россия, Великобритания, Индия).

При их содействии организован выезд за рубеж 269 сотрудников прокуратуры для обмена опытом, обучения и участия в международных мероприятиях в Австрии, Венгрии, Грузии, Кыргызстане, Литве и др.

АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН АКАДЕМИИ

S (strength) – сильные стороны W (weakness) – слабые стороны
Закреплен особый статус Академии на уровне законодательных актов Республики Казахстан.

Создана и налажена система повышения квалификации и обучения, в том числе Президентского резерва.

Академия определена базовой организацией государств – участников СНГ по повышению квалификации и переподготовке кадров для органов налоговых (финансовых) расследований, а также обучению прокурорско-следственных работников стран СНГ.

Научные исследования, проводимые Академией, носят межведомственный характер и ориентированы на решение стратегических задач правоохранительных органов.

Создан Региональный хаб по противодействию таким глобальным угрозам, как экстремизм и терроризм, незаконный оборот наркотиков, нелегальная миграция и торговля людьми, экологическая преступность, киберпреступность, финансовые преступления и коррупция.

Академия аккредитована Независимым Агентством по обеспечению качества в образовании. Получено свидетельство о соответствии реализуемых образовательных программ всем международным требованиям и стандартам.

Имеется ведомственное печатное издание, рекомендованное Комитетом по контролю в сфере образования и науки для публикаций основных результатов научной деятельности по юридическим наукам.

Имеется ведомственное печатное издание, рекомендованное Комитетом по контролю в сфере образования и науки для публикаций основных результатов научной деятельности по юридическим наукам и размещаемое в Научной базе «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ).

В целях цифровизации учебного процесса функционирует образовательный портал «Е-Академия», система дистанционного обучения, а также электронная библиотека и репозиторий для хранения научных достижений.

Требуется увеличить уровень автоматизации учебного процесса, долю внедрения информационно-коммуникационных технологий;

Недостаточная научная остепененность профессорско-преподавательского состава;

Устаревшая материально-техническая база;

Небольшое количество изданий и публикаций Академии, в том числе в рейтинговых журналах.

 

2. МИССИЯ, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ

Миссия:
Внесение уникального вклада в правоохранительную деятельность через обучение и науку на основе сочетания лучших отечественных традиций и мирового опыта.

Видение:
Академия признанный лидер в области науки и образования в правоохранительной сфере с передовым обучением, опытом и инновациями

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ЦЕЛЬ №1 КАЧЕСТВЕННЫЙ И ЭФФЕКТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Показатели результата:

— получение Академией к 2020 году статуса базовой организации по обучению прокурорско-следственных работников стран СНГ (показатель достигнут в декабре 2020 года);

— к 2023 году рекомендации Независимого агентства (IQAA) на постаккредитационный период будут выполнены на 90-95%.

— доля сотрудников правоохранительных органов (кроме — МВД) к 2023 году повысивших квалификацию в Академии составит 50%.

Результатом выполнения цели и показателей должно стать усиление практической составляющей обучения сотрудников правоохранительных органов, будут приняты следующие меры:

— реализация рекомендаций Независимого агентства (IQAA) в постаккредитационный период составит 90-95%;

— открытие дистанционной профильной докторантуры;

— создание и техническое сопровождение функционала самостоятельной записи на планируемые курсы повышения квалификации в Академии;

— учебные курсы будут проводиться с использованием активных методов обучения, основанных на андрагогике («аdult-learning»): кейсы, симуляционные тренинги, групповые проекты; геймификация, виртуальные 3D-тренажеры, и других передовых форм и технологий;

— проведение опроса обучающихся и слушателей на предмет удовлетворенности качеством учебного процесса, с выработкой соответствующих предложений;

— изучение и внедрение передового опыта ведения образовательного процесса и инновационных технологий обучения.

Задача 1.1. Развитие практикоориентированного подхода в обучении

Показатель результата:

— уровень практикориентированности материалов учебных курсов и реализуемых образовательных программ (в зависимости от направления подготовки и требований дискрипторов) по каждому году составит — 70%.

Для этого будут предприняты следующие меры:

— проведение анализа потребностей правоохранительных органов в тематике и формах обучения;

— к обучению в Академии будут привлекаться руководители территориальных подразделений и центральных аппаратов правоохранительных органов (контингент — кандидаты на должности руководителей среднего звена);

— будет обеспечено участие работодателей в экспертизе учебных планов первоначальной профессиональной подготовки слушателей, профессиональной подготовки сотрудников;

— работодатели будут участвовать в экспертизе образовательных программ послевузовского образования;

— привлечение практических работников к проведению занятий по темам и дисциплинам;

— проработан вопрос бюджетного финансирования для привлечения к процессу обучения в Академии иностранных экспертов и сотрудников правоохранительных органов;

— совместно с Министерством финансов проработан вопрос создания и развития учебно-практического центра по обучению противодействию киберпреступности, а также оснащение полигона следственных действий, полигона прокурорского надзора и мультифункционального полигона для симуляционных тренингов.

Задача 1.2. Обучение и повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов

Показатель результата:

— Количество сотрудников правоохранительных органов Республики Казахстана (кроме МВД), прошедших обучение и повышение квалификации в Академии, в т.ч. по дистанционной форме по каждому году составит не менее 1750 сотрудников.
На сегодня благодаря ранее принятым мерам достигнуты следующие цели: Академией получен статус Базовой организации по обучению прокурорско-следственных работников, внедрена профильная магистратура по специальности «Правоохранительная деятельность».

Для дальнейшего развития требуется принять следующие меры:

— проведение курсов обучения и повышения квалификации для сотрудников в дистанционной форме;

— организация первоначального профессионального обучения кандидатов, впервые поступающих на правоохранительную службу;

— проведение обучающих мероприятий в рамках статуса базовой организации государств – участников СНГ по повышению квалификации, переподготовке кадров для органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников СНГ;

— проведение обучающих мероприятий в рамках статуса базовой организации государств – участников СНГ по переподготовке и повышению квалификации прокурорско-следственных работников;

— проведение обучающих мероприятий по направлениям Регионального хаба;

— организовано обучение сотрудников органов прокуратуры в зарубежных странах;

— обучение сотрудников, состоящих в Президентском кадровом резерве правоохранительных органов.

Задача 1.3. Расширение использования в учебном процессе возможностей IT-технологий

Показатель результата:

— доля цифровизации научно-образовательных процессов по каждому году, начиная с в 2019 до 2023 года составит — 30, 40, 50, 60 и 70%.

Результаты данной задачи позволят максимально автоматизировать управление учебным процессом в Академии, в том числе при проведении научных исследований.

Для достижения таких результатов будут приняты следующие меры:

— разработаны и внедрены, а также модернизированы действующие информационные системы и интернет-ресурсы Академии;
— внедрена дистанционная профильная докторантура;

— проработан вопрос оснащения лекционного кабинета, высокотехнологичной системой видеоконференцсвязи и LED-панелью.

Задача 1.4. Интеграция в мировое научно-образовательное сообщество

Показатель результата:

— расширение сотрудничества с научно-образовательными организациями и реализация заключенных соглашений.

Для реализации необходимо принять следующие меры:

— заключение соглашений с зарубежными и отечественными организациями;

— проведение мероприятий в рамках заключенных соглашений с научно-образовательными и другими организациями (ООН, ОБСЕ, СЕ и др.);

— подготовка национальных тренеров по направлениям Регионального хаба (показатель по годам – общее количество национальных тренеров);

— разработка и выпуск видеороликов, информационно-справочных материалов о деятельности Академии.

ЦЕЛЬ № 2 ПОДКРЕПЛЕНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ И ПРАКТИЧЕСКИМИ НАВЫКАМИ

Показатель результата №1:

— доля ученых (лиц, имеющих ученые степени и звания) и специалистов-практиков (лиц, имеющих специальное звание не ниже советника юстиции) от общего количества научно-педагогического состава по годам начиная с 2019 по 2023 годы составит – 40, 45, 50, 55 и 60%.

Показатель результата № 2:

— доля сотрудников прошедших обучение, повышение квалификации за год от общего количества научно-педагогического состава в 2021, 2022 и 2023 году составит – 10, 15 и 20%.

Результаты данной цели позволят укомплектовать Академию квалифицированными кадрами, создать систему непрерывного обучения сотрудников и повысить их профессиональный уровень.

Предстоит осуществить следующие мероприятия:

— привлечение на работу в Академию профессионалов практиков (с опытом работы не менее 5 лет), ученых (кандидатов наук, докторов Phd, докторов наук и докторов по профилю);

— привлечение ученых, профессоров и специалистов-практиков на работу в Академию, в т.ч. в качестве гражданских служащих;

— проработан вопрос бюджетного финансирования загранкомандировок сотрудников Академии (повышение квалификации, обучение и др.);

— организованы курсы, семинары для повышения квалификации сотрудников Академии, в том числе занятия по изучению законодательства и международного опыта;

— обучение профессорско-преподавательского состава, в т.ч. в рамках Школы педагогического мастерства и системы непрерывного профессионального развития;

— изучение научным и профессорско-преподавательским составом практической деятельности правоохранительных органов, иных организаций и учреждений, в т.ч. с их посещением;

— повышение научной квалификации сотрудников, в т.ч. путем стимулирования к получению ученой степени и звания;

— организация обучения сотрудников государственному языку;

— обучение сотрудников английскому языку.

Задача 3.1. Укрепление морально-психологического климата в Академии

Показатель результата:

— уровень удовлетворенности сотрудников морально-психологическим климатом в коллективе ежегодно будет оцениваться, как благоприятный.

На сегодня благодаря принятым мерам обеспечено проведение капитального ремонта здания, учебных корпусов и общежитий Академии, произведена замена мебели и частично компьютерной техники.

В штат Академии включена должность помощника ректора (психолога).

Для обеспечения стратегических целей и конкурентоспособности требуется продолжить проведение мероприятий, в том числе создание необходимой инфраструктуры, включая современную учебно-материальную базу, здания и сооружения, способных удовлетворить потребности, как сотрудников, так и обучающихся.

Результаты данной задачи позволят создать атмосферу доверия и прозрачности в стенах Академии, повысить уровень удовлетворенности сотрудников морально-психологическим климатом в коллективе.

Будут осуществлены следующие мероприятия:

— организация культурно-массовых, спортивных и иных мероприятий, направленных на укрепление корпоративной культуры;

— организация и проведение социально-психологических тренингов с сотрудниками, обучающимися и слушателями по психологическим методам сплочения служебных (учебных) коллективов;

— стимулирование наиболее активных сотрудников, обучающихся и слушателей за высокие достижения в учебе, участие в общественной работе, спортивных и культурно-массовых мероприятиях;

— индивидуальное психоконсультирование сотрудников в решении профессиональных и семейных проблем;

— улучшение социально-бытовых условий обучающихся и слушателей.

ЦЕЛЬ № 3 ВЫСОКИЙ АВТОРИТЕТ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ АКАДЕМИИ

Показатель результата №1:

— эффективность межведомственных исследований по каждому проведенному исследованию по каждому году начиная с 2019 по 2023 годы составит 60, 75, 95, 115, 130 единиц.

Показатель результата №2:

— доля внедрения результатов магистерских и докторских диссертаций обучающихся в практическую, научную и педагогическую деятельность, по каждому году начиная с 2019 до 2023 года составит 50, 60, 70, 80 и 90%.

Результаты достижения данной цели позволят повысить эффективность межведомственных исследований, научно-методическое обеспечение правоприменительной практики и имидж Академии в научной среде.

Будут приняты следующие меры:

— правоохранительные органы будут участвовать в формировании тем магистерских и докторских диссертаций обучающихся исходя из потребностей практики;

— будет проработан вопрос определения на заседании Координационного совета правоохранительных органов Республики Казахстан пула перспективных тематик межведомственных научных исследований;

— создана и введена онлайн площадка для информирования о проводимых научных исследованиях и образовательных мероприятиях Академии с возможностью оперативного получения мнения практиков по проблемным вопросам правоохранительной деятельности;

— обеспечена публикационная и издательская активность научных сотрудников;

— организовано информационное сопровождение, проводимых мероприятий Академии в СМИ и на интернет-ресурсах (пресс-релизы), увеличено количество подписчиков в социальных сетях и (Facebook, Instagram, Теlegram и Vkontakte);

— разработаны собственные методики анализа, оценки, математических моделей правовых явлений;

— освещение результатов научных исследований (достижений) Академии на широких информационных площадках;

— проведение ежегодного анализа определения уровня внедрения результатов магистерских и докторских диссертаций в практическую, научную и педагогическую деятельность;

— обобщение и направление в Генеральную прокуратуру предложений обучающихся Академии по внесению поправок в действующее законодательство в рамках проведенных научных исследований;

— с заинтересованными государственными органами проработан вопрос внедрения криминологической экспертизы по проектам нормативных правовых актов, касающихся вопросов борьбы с преступностью и охраны общественного правопорядка, с возложением организации ее проведения на Академию;

— обеспечена публикационная активность профессорско-преподавательского состава Академии;

— пополнение библиотечного фонда Академии.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Механизм реализации Стратегии предполагает:

— организацию рабочих встреч, мониторинг исполнения Стратегии, контроль реализации Плана мероприятий;

— регулярное обновление и пополнение стратегической информацией за счет официальной статистики и по результатам мониторинга;

— подготовка презентационных публикаций по реализации Стратегии с обязательным размещением их на сайте Академии;

— рассмотрение результатов реализации Стратегии и Плана мероприятий на заседании Ученого совета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация Стратегии учебного заведения обеспечит дальнейшее укрепление и развитие Академии, как лидера в области науки и образования в правоохранительной сфере с передовым обучением, опытом и инновациями.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Закон Республики Казахстан от 27.07.2007г. «Об образовании»;

Закон Республики Казахстан от 18.02.2011г. «О науке»;

Указ Президента Республики Казахстан от 24.08.2009г. № 858 « Об утверждении Концепции правовой политики на период с 2010 по 2020 годы»;

Указ Президента Республики Казахстан от 01.03.2016г. №205 «Об утверждении Государственной программы развития образования на 2016 -2019 годы»;

Послание Президента народу Казахстана от 14.12.2012 г.

Послание Президента Республики Казахстан от 17.01.2014г. «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»;

Программа Президента от 20.05.2015 г. «План нации – 100 конкретных шагов».

Послание Президента Республики Казахстан от 31.01.2017г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»;

Послание Президента Республики Казахстан от 2 сентября 2019 года. Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана.

Послание Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий»;

Постановление Правительства от 25.04.2016г. №243 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Государственной программы развития образования на 2016-2019 годы».

Государственный стандарт высшего и послевузовского образования (приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604).

Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства»