Стратегия развития

Приложение 1

к приказу Ректора  Академии

правоохранительных органов

Республики Казахстан

от «20» марта 2024 года №33

 

 

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

АКАДЕМИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ПРИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

НА 2024-2028 ГОДЫ

 

Принята и утверждена решением

Ученого Совета Академии

правоохранительных органов

при Генеральной прокуратуре

Республики Казахстан

протокол № 9 от 19.03.2024 года

 

 

Косшы, 2024

 

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт Стратегии 3
Введение 5
Анализ текущей ситуации 5
SWOT-анализ деятельности Академии 15
Миссия, видение и стратегические направления 17
Стратегические цели и задачи 18
Заключительные положения 21

 

ПАСПОРТ СТРАТЕГИИ

Наименование Стратегия развития Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан на 2024-2028 годы
Основание для разработки 1.  Конституционный закон Республики Казахстан «О прокуратуре»

2.  Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе»

3.  Закон Республики Казахстан «Об образовании»

4.  Закон Республики Казахстан «О науке»

5.   Послание Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны»

6.   Концепция развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023 – 2029 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 248

Разработчик Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан
Цели

Стратегии

1.  Создание новой модели обучения, отвечающей современным вызовам

2.   Научное лидерство в сфере правоохранительной деятельности

3.   Дальнейшее развитие кадрового и материально-технического потенциала Академии

Задачи

Стратегии

1.  Подготовка ППС, способного вести занятия и достигать результаты в формате flipped classroom (перевернутый класс)

2.  Повышение статуса и роли института первоначальной профессиональной подготовки

3.  Развитие потенциала Академии, как Регионального Хаба по противодействию глобальным угрозам

4.  Послевузовское образование: новые подходы и инновации

5.  Внедрение коучингового подхода в повышении квалификации

6.  Модернизация непрерывного обучения (LLL Center — lifelong learning)

7.  Формирование специалистов новой формации посредством воспитательной и идеологической работы

8.  Развитие фундаментальных исследований Академии

9.  Брендирование Академии как субъекта научной деятельности

10.   Развитие потенциала научного журнала «Вестник Академии правоохранительных органов»

11.   Повышение профессионализма кадрового состава Академии

12.   Подготовка собственных национальных тренеров (экспертов), в том числе международного класса

13.   Расширение использования современных IT-технологий в деятельности Академии, в том числе с применением искусственного интеллекта

14.   Ресурсное обеспечение научно-образовательного процесса

Источники финансирования На реализацию Стратегии в 2024 – 2028 годах будут направлены собственные средства Академии, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.

 

ВВЕДЕНИЕ 

В данном документе представлена Стратегия развития Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан (далее – Стратегия, Академия, Генеральная прокуратура) на 2024-2028 годы, включающая анализ текущего состояния Академии, миссию, видение, стратегические направления, цели и задачи, а также индикаторы развития и механизмы её реализации.

В настоящее время Стратегия развития Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан на 2019-2023 годы, созданная для периода становления Академии, по своим базовым параметрам выполнена.

Основной причиной создания Стратегии на новый долгосрочный период является необходимость в сохранении и приумножении опыта становления и развития Академии, профессиональной преемственности перед неизбежными изменениями, связанными с происходящими в стране и правоохранительной системе трансформациями.

Данный стратегический документ определяет деятельность Академии по построению эффективного образовательного процесса, достижению научного лидерства в сфере правоохранительной деятельности, развитию кадрового потенциала и укреплению партнерских связей. В нем обозначены ключевые направления и меры для достижения миссии Академии на последующие пять лет.

Стратегия является основой для разработки программных документов и правовых актов Академии.

 

АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ 

В наше время обеспечение безопасности общества становится все более сложным и многообразным. Поэтому вопрос совершенствования профессиональных навыков правоохранителей выходит на первое место.

Как отметил Глава государства в ходе встречи с руководителями правоохранительных органов от 15 ноября 2023 года – «…на сотрудников правоохранительных органов и судебных инстанций возложена огромная ответственность за установление справедливости и порядка в обществе».

Качественная подготовка сотрудников и постоянное повышение квалификации – это ключевые инструменты для эффективного выполнения ими своих обязанностей и поставленных задач, а также залог к готовности противостоять новым вызовам современного мира.

Сегодня Академия вносит определенный вклад в формирование достойного кадрового состава правоохранительных органов Республики Казахстан и научное обеспечение в правоохранительной сфере.

Академия создана Указом Президента Республики Казахстан от 4 мая 2015 года № 15 и является специальным высшим учебным заведением с особым статусом, что дает ей право самостоятельно определять содержание образовательных программ и организацию научно-образовательной деятельности.

В составе Академии функционируют профильные институты, успешно выполняющие её основные задачи:

повышение профессионального уровня сотрудников правоохранительных органов, в том числе состоящих в Президентском резерве руководителей правоохранительных органов;

первоначальная профессиональная подготовка лиц, впервые поступающих на службу в правоохранительные органы;

координация и проведение межведомственных научных исследований в сфере правоохранительной деятельности;

реализация программ послевузовского образования.

Создана и функционирует внутренняя система контроля и оценки качества образовательной деятельности в Академии.

Установление стратегических партнерских отношений с ведущими международными ВУЗами, качественный отбор и формирование кадрового состава, редакционно-издательская работа, а также материально-техническое оснащение обеспечиваются профильными подразделениями.

Коллектив Академии сформирован из числа опытных педагогических и научных работников, имеющих ученые звания и степени, а также профессиональный потенциал для качественной реализации возложенных задач и большой опыт работы в территориальных и центральных аппаратах правоохранительных органов.

Опыт работы в областных аппаратах правоохранительных органов имеют 70% сотрудников, а в центральных (удельный вес прокуратура) – 20%, что предполагает наличие у них таких компетенций, как аналитическое мышление, прогнозирование, самостоятельность, организаторские, координирующие и др.

Для обеспечения практикоориентированности научно-образовательного процесса педагогическими и научными сотрудниками Академии на постоянной основе изучается деятельность правоохранительных органов и их актуальные проблемы.

В Академии работают 4 доктора наук, 24 кандидатов наук, 8 докторов PhD и 60 магистров.

В целях повышения уровня и качества преподавания законодателем поддержана инициатива Академии и с 2023 года в профессорско-преподавательский состав на основании трудового договора могут привлекаться работники с учеными степенями, большим опытом в правоохранительной сфере, обладающие высокими профессиональными способностями (пункт 5-1 ст. 29 Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе»).

С момента создания Академии разработана и постоянно совершенствуется профильная нормативная правовая база, созданы и успешно функционируют коллегиальные и консультативно-совещательные органы управления Академии: Ученый, Учебно-методический, Научно-методический, Диссертационный советы, Совет магистрантов и докторантов, Совет молодых ученых.

Академия, как центральное звено в системе ведомственного образования правоохранительных органов страны, оснащена современными образовательными и научными ресурсами.

Здесь созданы все условия для глубокого исследования правовых наук, а также для получения практических навыков. Большое внимание уделяется международному сотрудничеству и обмену опытом с ведущими мировыми образовательными учреждениями.

Академия признана на международном уровне и уже имеет свыше 40 партнеров, с которыми налажено тесное взаимодействие по вопросам образовательной деятельности.

Учебный процесс Академии построен на принципе разделения обучаемых и слушателей по категориям и имеет три направления: первоначальная профессиональная подготовка для лиц, поступающих на службу в правоохранительные органы, курсы повышения квалификации для действующих сотрудников и состоящих в Президентском резерве для высшего руководящего звена, а также послевузовское образование (магистратура и докторантура).

С 2020 года функционирует институт первоначальной профессиональной подготовки или новая модель отбора кадров в органы прокуратуры, антикоррупционную службу (далее – АПК) и службу экономических расследований (далее – СЭР).

Обучение построено по принципу 30% теории и 70% практики. Учебный контент формируется на основании материалов надзорной деятельности, уголовных делах и процессуальных документах. Используется ряд интерактивных занятий в форме кейсовых задач и симуляционных тренингов.

Функционирует Учебно-практический центр с максимально приближенными к реальности полигонами для выработки навыков следственно-оперативной работы по производству осмотра места происшествия, обыска, выемки, фиксации следов преступления, изъятия вещественных доказательств.

Приобретенные знания и умения слушатели закрепляют на стажировке в правоохранительных органах по результатам которого сдают отчеты в Академии.

В последующем лица, успешно сдавшие экзамен в обязательном порядке трудоустраиваются в правоохранительные органы и получают специальное звание. Подготовку уже завершили и работают – 956 слушателей (прокуратура – 663, АПК – 96, СЭР – 197) и обучаются – 389 (299, 50, 40).

Следующее направление – это повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов, в том числе кандидатов на должности руководителей среднего звена, а также состоящих в Президентском резерве (претенденты на должности руководителей территориальных правоохранительных и специальных органов, заместителей первого руководителя центрального органа и т.д.).

Тематика курсов формируется исходя из предложений правоохранительных органов и анализа их деятельности. Применяется дифференциация обучаемых по категориям должностей, стажу и направлению работы.

Акцент направлен на изучение проблемных вопросов правоприменительной практики и выработку путей их решений (применяется метод фасилитации). На курсы в качестве лекторов привлекаются опытные судьи, следователи, сотрудники центральных аппаратов прокуратуры и других правоохранительных органов, а также ученые-правоведы.

Кроме очного обучения курсы также проходят в онлайн-формате через систему дистанционного обучения Академии на ведомственном информационном портале, а также посредством программ видеоконференции.

Курсы также предусматривают обучение пользованию информационными системами, управлению кризисными ситуациями, антикоррупционной политике, навыкам менеджмента, ораторскому мастерству.

Всего с 2015 года на базе Академии прошли обучение и повышение квалификации свыше 12 тысяч сотрудников правоохранительных органов, в том числе 4 тысячи в дистанционном формате.

Повышение квалификации сотрудников, состоящих в Президентском резерве является исключительной прерогативой Академии.

Задачей Президентского резерва является подготовка эффективных руководителей новой формации, способных мыслить нестандартно и прогнозировать, оперативно принимать решения и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям работы.

Поэтому обучение в Академии нацелено на развитие и совершенствование гибких навыков, в том числе стратегического и системного мышления, оперативного и качественного анализа ситуации, эффективного планирования деятельности и руководства коллективом (HR-менеджмент) в обычных и нестандартных ситуациях, а также коммуникативных качеств, например, таких как работа со средствами массовой информации.

Для этого используются современные интерактивные формы и методы обучения. 90% занятий проходят в форме тренингов, мастер-классов у наилучших отечественных и зарубежных экспертов, в том числе первых руководителей госорганов, имеющих большой опыт работы в правоохранительной системе.

С 2016 года курсы Президентского резерва в Академии прошли 122 сотрудника правоохранительных и специальных органов, из них 29 назначены на вышестоящие должности.

Еще одно очень важное направление деятельности Академии – это международное обучение, реализуемое в рамках подготовки специалистов, обеспечивающих региональную безопасность от транснациональных угроз.

Начиная с 2016 года при поддержке Управления ООН по наркотикам и преступности Академия является Региональным Хабом по противодействию глобальным угрозам по Центрально-Азиатскому региону. Основными направлениями Хаба являются вопросы противодействия киберпреступлениям, торговле людьми, финансовым преступлениям и коррупции, торговле наркотиками и оружием, терроризму и экстремизму.

Это международная научно-образовательная площадка для сотрудников правоохранительных и специальных органов, судебных экспертов и адвокатов.

Активная поддержка Хаба осуществляется ведущими зарубежными странами и международными организациями (ООН, ОБСЕ, ЕС).

Отдельно следует отметить в работе Хаба методику симуляционного обучения. На сегодня в активе Академии уже 7 оригинальных сценариев тренингов по борьбе с торговлей людьми и отмыванию доходов от наркопреступности, где в упражнениях используются настоящие актеры для воспроизведения реальных ситуаций.

В тренинг включены все этапы следственно-оперативных действий как задержание, осмотр места происшествия, проведение обыска по месту проживания подозреваемого лица, обыск и выемка, обнаружение и закрепление доказательств, допрос задержанного и т.д.

Формат обучения основан на междисциплинарном подходе, который сводит вместе специалистов-практиков из различных областей деятельности.

В целом, с 2016 года проведено 205 обучающих мероприятий с участием 6582 правоохранителей стран СНГ и Центрально-Азиатского региона. К обучению привлечены более 400 отечественных и зарубежных тренеров (США, России, Великобритании, Германии, Украины, Беларуси, Грузии, Китая, Болгарии, Кыргызстана, Узбекистана).

С целью повышения профессиональных компетенций сотрудников правоохранительных органов в сфере противодействия киберпреступности, в Академии начал свою работу учебный центр по расследованию киберпреступлений.

Он оснащен необходимым оборудованием и программным обеспечением, достаточным на первоначальном этапе для проведения занятий. Основная тематика курсов связана с цифровыми доказательствами и криптовалютами.

С 2018 года Академия является базовой организацией СНГ по повышению квалификации сотрудников финансовых расследований, а с 2020 года прокурорско-следственных работников.

В рамках этих статусов уже проведено 10 международных обучающих мероприятия с участием 337 правоохранителей и судей, в том числе 168 иностранных (России, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Армении).

Академия вносит существенный вклад в развитие казахстанской юридической науки.

На нее возложена уникальная функция по координации и проведению межведомственных научных исследований в правоохранительной сфере.

С 2016 года действует Научно-методический совет, в состав которого входят депутаты Сената и Мажилиса Парламента Республики Казахстан, руководители правоохранительных органов, ведущие ученые-юристы.

Члены Научно-методического совета рассматривают заявки правоохранительных органов о проведении межведомственных научных изысканий и отбирают самые актуальные темы.

За последние 8 лет советом утверждены 50 актуальных тем по различным направлениям правоохранительной деятельности.

Основным исполнителем по ним является Межведомственный научно-исследовательский институт Академии (далее – МНИИ).

В целом МНИИ проведено 145 исследований, по отдельным из них заказчиками выступили Парламент, Администрация Президента и Совет Безопасности Республики Казахстан.

Каждое исследование завершается изданием научных, научно-методических трудов, которые направлены на разрешение актуальных проблем правоохранительной системы. Сотрудниками МНИИ издано 80 монографий, научно-практических пособий и методических рекомендаций.

Научные труды ученых Академии высоко оцениваются на международном уровне, а именно, 8 монографий заняли призовые места на международных конкурсах, в которых участвовали более 150 вузов.

С 2023 года начата практика проведения межгосударственных исследований.

К примеру, по заказу Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ проводится научное исследование по вопросам применения искусственного интеллекта в деятельности органов прокуратуры СНГ. В коллектив исследователей вошли ученые и практики из 11 государств.

В целях продвижения результатов исследований и повышения узнаваемости Академии, как ведущего научно-образовательного центра, труды размещаются в свободном доступе в специально созданном репозитории.

В рамках цифровизации и реализации координирующей функции в сфере межведомственных научных исследований, по заказу МНИИ создана специальная информационная система «Зерттеуші».

Это уникальный цифровой продукт, в котором аккумулируется и систематизируется вся информация о научных работах ученых специальных вузов Казахстана.

Такой подход позволяет оптимизировать научно-исследовательскую деятельность, путем исключения дублирования и более эргономичного распределения сил и средств.

Наряду с трудами по каждому исследованию осуществляются публикации, в том числе научные. Для продвижения результатов проведенных работ сотрудниками МНИИ подготовлено 427 публикаций, в том числе 347 научных статей. Из них в международных высокорейтинговых журналах Scopus – 25, в журналах, рекомендованных КОКСНВО – 117, РИНЦ и в сборниках международных конференций – 205.

Результаты научных исследований МНИИ на постоянной основе апробируются на различных, в том числе международных научных мероприятиях, внедряются в образовательную, практическую и нормотворческую деятельность (более 35 актов внедрения, авторских свидетельств).

К примеру, по итогам межведомственного научного исследования «Вопросы усиления защиты прав предпринимателей и их законных интересов» (2019 г.) по инициативе МНИИ внесены поправки в ст.365 Уголовного кодекса Республики Казахстан «Воспрепятствование занятию законной предпринимательской деятельностью».

Также законодателями страны поддержаны предложения авторского коллектива МНИИ и внесены поправки в Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе» в части прохождения полиграфологического исследования.

Исполнено поручение Главы государства о разграничении коррупционных правонарушений от управленческих ошибок. Разработанные МНИИ методические рекомендации широко применяются в работе Антикоррупционной службы.

Наряду с этим, в целях оказания методической помощи сотрудникам правоохранительных органов, на места направлены рекомендации по вопросам: противодействия рейдерству, превенции пыток, расследования массовых беспорядков, возврата активов и многие другие.

На базе Академии с 2017 года действует международная научно-практическая дискуссионная площадка «Сеитовские чтения», где на постоянной основе проводятся международные конференции и круглые столы.

Проведено более 50 мероприятий с участием ведущих ученых и практиков Казахстана и зарубежных стран. По итогам выпускаются сборники научно-практических материалов, с присвоением ISSN (всего издано 20 сборников).

Ученые МНИИ принимают участие в разработке правовых актов в составе различных рабочих групп центральных государственных органов, готовят научно-правовые позиции по актуальным вопросам правоприменения, включая запросы Конституционного Суда Республики Казахстан.

О востребованности ученых Академии в научно-практических кругах свидетельствует их участие в Национальном научном совете Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан (далее – МНВО), Независимой экспертной комиссии, диссертационных советах ведущих вузов Казахстана, в качестве экспертов и национальных тренеров на различных площадках.

Перспективным направлением в рамках пополнения бюджета Академии является участие в грантовом финансировании. В целях реализации этой функции в 2022 году Академия получила аккредитацию МНВО в качестве субъекта научной, научно-технической деятельности.

Следующим важным направлением Академии является послевузовское образование.

Академия осуществляет подготовку кадров в магистратуре и докторантуре на основании государственной лицензии, выданной МНВО по направлениям 7М042 – «Право», 8D042 – «Право» и 7M123 – «Общественная безопасность», 8D123 – «Общественная безопасность».

В 2019 году Академией пройдена независимая институциональная аккредитация в части качества предоставляемого образования сроком на 5 лет.

Помимо этого, Государственной аттестационной комиссией МНВО в 2023 году программы подготовки кадров послевузовского образования Академии признаны соответствующими требованиям Государственного общеобязательного стандарта послевузовского образования и она аттестована на 5 лет.

В настоящее время в Академии обучаются 105 магистрантов и 35 докторантов из органов прокуратуры, министерств внутренних дел и по чрезвычайным ситуациям, АПК и СЭР.

В период учебы обучающиеся обеспечиваются стипендией в размере 70% от последнего должностного оклада, а после завершения обучения назначаются на должность не ниже ранее занимаемой.

В целом, с 2015 года в Академии завершили обучение 393 сотрудника правоохранительных органов, в том числе 341 по программам магистратуры, 52 – докторантуры («Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность»).

Магистранты и докторанты Академии вовлекаются в научно-исследовательскую работу, занимают призовые места на международных мероприятиях.

Например, статья докторанта Академии Садыкова М.Б. вошла в число трех лучших статей 12-ой Международной правовой конференции: «Задумываясь о будущем: достижения в области права», проведенной Universiti Utara Malaysia (Малайзия).

В мае 2023 года 3 магистранта Академии стали призерами Международной олимпиады по финансовой безопасности, проведенной в города Сочи Российской Федерации.

Профессорско-преподавательским составом послевузовского образования за 5 лет опубликовано более 270 научных статьей, среди них 45 в журналах, рекомедованных КОКСНВО, около 40 в международных журналах. Издано свыше 60 научных работ (учебники, моография, учебные пособия, комментарий, сборники конференций), получено 30 свидетельств на авторское право и 8 патентов.

Темы магистерских и докторских диссертаций формируются с учетом актуальных запросов практики и предложений правоохранительных органов.

Учитывая особый статус, Диссертационный совет Академии наделен правом самостоятельно присуждать степень и выдавать дипломы доктора философии PhD или доктора права по профилю. С 2019 года защищено 9 докторских диссертаций.

В сфере международного сотрудничества Академией налажено тесное взаимодействие с отечественными и зарубежными ВУЗами и организациями. Об этом свидетельствуют 33 заключенных меморандума о сотрудничестве и более 300 научно-образовательных мероприятий с привлечением иностранных экспертов.

Реализуются совместные планы, взаимные стажировки и ознакомительные визиты, налажен обмен опытом организации учебного процесса, применения методик преподавания и повышения квалификации научных и педагогических кадров.

Сотрудники Академии приняли участие в мероприятиях, проводимых в Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, Индонезии, Испании, Италии, Китае, Литве, Молдове, Норвегии, Словакии, США, Таиланде, Турции, Франции и странах СНГ.

Организация таких мероприятий, а также участие в них проходит при поддержке партнеров и экспертов из УНП ООН, ОБСЕ, ЕС, Центральноазиатского регионального информационного координационного центра (ЦАРИКЦ), Турецкого агентства по сотрудничеству и координации (ТИКА), фонда имени Ф. Эбберта, К. Аденауэра, Германского фонда международного правового сотрудничества (IRZ), Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ),  Программы по верховенству права в Центральной Азии (CA TAEC), Международного учебно-методического центра финансового мониторинга (МУМЦФМ).

В 2021 году Академия получила статус председателя Сети по противодействию насильственному экстремизму в Центральной Азии.

Одним из брендов Академии является научный журнал «Құқық қорғау органдары академиясының Жаршысы» (далее – Вестник), который в апреле 2019 года включен в Перечень научных изданий, рекомендованных МНВО для публикации основных результатов научной деятельности, что подтвердило его высокую научную составляющую.

Также, в 2020 году Вестник включен в информационные системы Российского индекса научного цитирования (РИНЦ), Казахстанскую базу цитирования (КазБЦ).

За период с 2016 по 2023 годы издано 30 номеров Вестника, в которых опубликованы 388 научных статей как отечественных, так и зарубежных авторов (Германии, России, Украины, Беларуси, Узбекистана, Испании, Молдовы, Норвегии, США).

На страницах Журнала освещаются вопросы прокурорской деятельности, реализации пилотных проектов и организуется обмен опытом.

Читательскую аудиторию составляют сотрудники правоохранительных органов и государственные служащие, что дает возможность доводить до широкого круга лиц целевую информацию. Журнал является одной из эффективных платформ по продвижению имиджевой политики деятельности прокуратуры.

На сегодня в Академии издано более 160 научных трудов сотрудников Академии (учебники, учебные пособия, словари, монографии, альбомы схем, научно-практические издания, методические рекомендации и пр.), которые проходили обсуждение на заседаниях Ученого и Учебно-методического советов.

Библиотечный фонд Академии составляет более 43 тыс. единиц книжной продукции.

Как озвучил Глава государства в своем выступлении на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан от 7 февраля 2024 года – «От того, насколько быстро и эффективно мы будем развивать новые цифровые технологии, зависит наш успех во всех других направлениях.».

В этом направлении Академией реализован ряд важных проектов в сфере цифровизации научно-образовательного процесса.

Создан образовательный портал «Е-Академия», автоматизирующий управление учебным процессом и обеспечивающий онлайн взаимодействие преподавателя и обучающегося. Портал интегрирован с системой дистанционного обучения, благодаря чему сотрудники могут повышать свою квалификацию без отрыва от работы, в удобное для них время.

В рамках обмена научными достижениями созданы межведомственная научно-информационная система «Зерттеуші», электронная библиотека и репозиторий, которые предоставляют открытый доступ к электронным каталогам, работам наших ученых и ресурсам библиотеки.

Для проведения онлайн опросов, в июне 2020 года внедрена Система анкетирования, имеющая широкий функционал по созданию анкет различной сложности: поддерживает множество типов вопросов, доступ к опросу может быть открытым или ограниченным. Результаты опросов формируются в табличном и графическом виде.

В целях обеспечения прозрачности проведения вступительных экзаменов, разработаны программы случайной генерации: Randomizer (декабрь 2020 года) и R-Selection (июль 2021 года) для случайной генерации экзаменационных билетов и составов экзаменационных комиссий (специалитет); Exams (август 2022 года) для случайной генерации экзаменационных билетов и кейсовых задач (магистратура и докторантура).

Разработаны «Виртуальный тур по Академии» и «Виртуальный день открытых дверей».

Для предоставления актуальной информации по вопросам поступления в Академию (специалитет, магистратура и докторантура) в августе 2021 года разработан Telegram-бот приемной комиссии.

Бот позволяет оперативно получать ответы на часто задаваемые вопросы о порядке и процедуре поступления в Академию, тем самым избавить сотрудников приемной комиссии от проведения дополнительных консультаций.

Создана и функционирует платформа интернет-магазина, где можно купить книги и услуги, предоставляемые Академией.

Для упрощения коммуникации авторов с редакцией журнала «Вестник Академии», действует Система онлайн подачи и рецензирования статей. Цифровизированы процессы отправки статьи в редакцию, получения рецензий и отзывов. Все этапы рассмотрения статьи (проверка на соответствие требованиям, рецензирование, отзыв редколлегии, решение главного редактора, необходимость доработки и др.) отражаются в личном кабинете автора статьи.

Платформа психологического тестирования позволяет сократить время на организацию и проведение психологического тестирования, автоматизировать анализ результатов, а также полностью отказаться от использования бумаги.

 

SWOT-анализ 

S (strength) сильные стороны W (weakness) слабые стороны
1.    Академия является единственной организацией образования в Казахстане, осуществляющей первоначальную профессиональную подготовку лиц, поступающих на службу в правоохранительные органы (прокуратура, АПК и СЭР).

2.    Является базовой организацией государств-участников СНГ по повышению квалификации и переподготовке кадров для органов налоговых (финансовых) расследований, а также прокурорско-следственных сотрудников.

3.    Функционирует Региональный хаб по противодействию глобальным угрозам (экстремизм и терроризм, незаконный оборот наркотиков, киберпреступность, торговля людьми, финансовые преступления и коррупция).

4.    Создана и налажена система повышения квалификации и обучения, в том числе Президентского резерва.

5.    Выполняет координацию и проведение межведомственных научных исследований в сфере правоохранительной деятельности.

6.    Созданы и функционируют Научно-методический и Диссертационный советы Академии.

7.    Пройдена аккредитация Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан в качестве субъекта научной, научно-технической деятельности.

8.    Создана уникальная специальная информационная система «Зерттеуші» для реализации координирующей функции в сфере межведомственных научных исследований.

9.    Научные исследования носят межведомственный характер и ориентированы на решение стратегических задач правоохранительных органов.

10.              Стабильность заявок/заказов от правоохранительных органов по темам межведомственных научных исследований.

11.  Свободный доступ к базам данных уполномоченного органа в сфере правовой статистики.

12.  Научно-методическое обеспечение деятельности правоохранительных органов (внедрение результатов научных исследований в практическую деятельность, в учебный процесс и др.).

13.  Обеспечение правоохранительных органов высококвалифицированными кадрами с послевузовским образованием.

14.  Образовательные программы послевузовского образования (институциональная и специализированная аккредитация) аккредитованы Независимым агентством по обеспечению качества в образовании (IQAA).

15.  Пройдена государственная аттестация Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан о соответствии образовательных программ послевузовского образования сроком на 5 лет.

16.  Издание научного журнала «Вестник Академии правоохранительных органов», вошедшего в Перечень научных изданий, рекомендованных Министерством науки и высшего образования Республики Казахстан для публикации основных результатов научной деятельности, а также в Казахстанскую базу цитирования (КазБЦ) и Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

17.  Наличие журнала «Заң және заман», где публикуются вопросы о деятельности правоохранительных органов, развития юридической науки и практики.

18.  Использование Agile-подхода в управлении IT-проектами.

19.  Функционирует образовательный портал «Е-Академия», система дистанционного обучения, а также электронная библиотека и репозиторий для хранения научных достижений.

20.  Международное признание, награды.

21.  Сотрудничество с заинтересованными сторонами и международными партнерами.

1.    Низкая остепененность профессорско-преподавательского и научного составов.

2.    Невысокий уровень языковой подготовки преподавателей и обучающихся.

3.    Отсутствие финансирования на каждую научно-исследовательскую работу (командировки, использование платных ресурсов).

4.    Нерешение вопросов о доплатах научным сотрудникам Академии.

5.    Низкая публикационная активность сотрудников и обучающихся в международных журналах с высоким импакт-фактором.

6.    Слабая система управления человеческими ресурсами.

7.    Отсутствие в штате специалистов в сфере экономики, финансов, государственного управления, социологов, политологов, в том числе зарубежных, корректоров и редакторов текста на русском и казахском языках.

8.    Отсутствие доступа к серверу (системе) одновременно из локальной сети и сети интернет, а также отсутствие доступа к международным базам научных трудов.

9.      Не в полной мере используется право об оказании Академией платных видов услуг, в том числе по причине неурегулирования организационно-правовых вопросов.

10.  Недостаточное материально-техническое обеспечение.

 

 

 

 

O (opportunity) возможности: T (threat) риски и угрозы:
1.    Внедрение технологии «перевеи по программам послевузовского образования, в том числе на платной основе.

6.    Увеличение количества остепенённых сотрудников, в том числе зрнутого класса» в образовательный процесс.

2.    Участие в грантовых научных исследованиях.

3.    Внедрение Школы научного развития, разработка и проведение обучающих курсов по организации научно-исследовательской работы.

4.    Создание институциональной основы для включения научного журнала «Вестник Академии правоохранительных органов» в базу Scopus.

5.    Внедрение двудипломного образования, онлайн-обучения а счет собственных ресурсов (выпускники докторантуры Академии).

7.    Использование альтернативных источников финансирования (предоставление платных услуг в сфере образования и науки).

8.    Участие в процессах международной интеграции, ориентация на прохождение международной аккредитации Академии. Участие в национальных и мировых рейтингах.

9.    Цифровая трансформация деятельности Академии, в том числе с применением возможностей искусственного интеллекта.

10.              Строительство нового учебного корпуса и общежития для улучшения условий обучения и работы.

 

1.    Новые требования к качеству образовательной деятельности, реализуемые через различные инструменты контроля (требования подзаконных актов, лицензирование, профилактический контроль эффективности вузов, аккредитация, рейтинги; изменения в законодательстве, не учитывающие особенности военных, специальных учебных заведений).

2.    Управленческие решения по реорганизации структуры Академии с оптимизацией её направлений.

3.    Сокращение штатов, отток квалифицированных кадров.

4.    Сокращение бюджетного финансирования Академии.

5.    Отсутствие мотивации у сотрудников правоохранительных органов в повышении профессионального уровня путем обучения в магистратуре и докторантуре (недостаточный размер стипендии, отсутствие возможности проживания с семьей в общежитии Академии, а также проблемы с трудоустройством после завершения обучения).

6.    Отсутствие квалификационных требований о необходимости наличия послевузовского образования у сотрудников правоохранительных органов, назначаемых на руководящие должности.

7.    Отсутствие результатов в решение вопроса финансирования научно-исследовательской деятельности Академии.

8.    Отсутствие положительного результата об установлении доплат научным работникам Академии.

 

  

МИССИЯ, ВИДЕНИЕ, ЦЕННОСТИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

 

Миссия:

Внесение уникального вклада в правоохранительную деятельность через обучение и науку на основе сочетания лучших отечественных традиций и мирового опыта.

Видение:

Академия признанный лидер в области науки и образования в правоохранительной сфере с передовым обучением, опытом и инновациями.

 

Ценности:

  1. Человеческие ресурсы: ценность каждого сотрудника и обучаемого, их личностного и профессионального роста.
  2. Доступность: гарантия доступности качественного образования и своих научных достижений для всех желающих.
  3. Поддержка: создание сообщества взаимопомощи и сотрудничества.
  4. Инновации: непрерывное стремление к нововведениям и улучшениям в науке и образовании.
  5. Академическая честность: соблюдение высших стандартов этики и интегритета.
  6. Партнёрство: активное сотрудничество и обмен опытом на национальном и международном уровне.

Стратегические направления:

  1. Образовательная деятельность: Обеспечение высокого уровня подготовки специалистов для правоохранительной системы.
  2. Научно-исследовательская деятельность: Достижение лидерства в области науки в правоохранительной сфере.
  3. Взаимодействие с общественностью: Сотрудничество с научными и образовательными организациями, государственными структурами и институтами гражданского общества.
  4. Международное сотрудничество: Расширение горизонтов сотрудничества с зарубежными учебными заведениями и международными организациями.
  5. Кадровое обеспечение: Привлечение, развитие и удержание высококвалифицированных специалистов.
  6. Цифровизация и инфраструктурное обеспечение: Использование современных технологий для оптимизации учебного и научного процессов.

 

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

 

ЦЕЛЬ №1 СОЗДАНИЕ НОВОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ, ОТВЕЧАЮЩЕЙ СОВРЕМЕННЫМ ВЫЗОВАМ 

Задача 1.1. Подготовка ППС, способного вести занятия и достигать результаты в формате flipped classroom (перевернутый класс). 

Показатель результата № 1: удельный вес ППС 1-Института результативно ведущих занятия в формате «перевернутого класса» и владеющих навыками и методами интерактивного преподавания.

Показатель результата № 2: доля тем обучения, внедренных ППС 1-Института в формат «перевернутого класса».

Задача 1.2. Повышение статуса и роли института первоначальной профессиональной подготовки.

Показатель результата: модернизация процедур поступления, обучения и расширение обучаемого контингента первоначальной профессиональной подготовки.

Задача 1.3. Развитие потенциала Академии, как Регионального Хаба по противодействию глобальным угрозам.

Показатель результата № 1: количество проведенных научно-образовательных мероприятий по направлениям Регионального Хаба Академии.

Показатель результата № 2: количество сотрудников ПО, прошедших в Академии обучение по направлениям противодействия киберпреступности.

Задача 1.4. Послевузовское образование: новые подходы и инновации.

Показатель результата № 1: реализация программ послевузовского образования Академии в форме онлайн-обучения с расширением контингента обучающихся.

Показатель результата № 2: удовлетворенность обучающихся Академии качеством и условиями обучения.

Показатель результата № 3: количество магистрантов и докторантов, участвующих в научных исследованиях Академии.

Показатель результата № 4: доля внедрения результатов магистерских и докторских диссертаций обучающихся Академии в нормотворчество, практическую и учебную деятельность.

Задача 1.5. Внедрение коучингового подхода в повышении квалификации.

Показатель результата № 1: количество тренеров, ведущих занятия на курсах подготовки Президентского резерва, прошедших обучение по коучингу.

Показатель результата № 2: разработка тренерами Президентского резерва новых программ по карьерному коучингу и др.

Показатель результата № 3: доля программ обучения на КПК, разработанных с учетом коучингового подхода и достижений андрогогики от их общего числа.

Задача 1.6. Модернизация непрерывного обучения (LLL Center — lifelong learning).

Показатель результата № 1: количество тренингов для ветеранов и сотрудников предпенсионного возраста ПО, в том числе выездных.

Показатель результата № 2: доля автоматизации сведений о прохождении сотрудниками прокуратуры КПК.

Задача 1.7. Формирование специалистов новой формации посредством воспитательной и идеологической работы.

Показатель результата: количество проведенных мероприятий патриотического и воспитательного характера с участием личного состава, слушателей и обучающихся Академии.

 

ЦЕЛЬ № 2 НАУЧНОЕ ЛИДЕРСТВО В СФЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Задача 2.1. Развитие фундаментальных исследований Академии.

Показатель результата: количество фундаментальных исследований в общем объеме научных исследований Академии.

Задача 2.2. Брендирование Академии как субъекта научной деятельности.

Показатель результата №1: количество проведенных Академией межотраслевых научных исследований (право, экономика, социология, педагогика и т.д.).

Показатель результата №2: количество опубликованных научных статей Академии в изданиях, рекомендованных КОКСНВО, входящих в КазБЦ, РИНЦ, а также имеющих высокий импакт-фактор.

Показатель результата №3: количество поданных заявок от Академии на проведение грантовых исследований.

Задача 2.3. Развитие потенциала научного журнала «Вестник Академии правоохранительных органов».

Показатель результата: уровень индекса цитирования научного журнала «Вестник Академии правоохранительных органов» и создание организационно-правовой основы для включения его в базу Scopus.

 

ЦЕЛЬ № 3 ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА АКАДЕМИИ 

Задача 3.1. Повышение профессионализма кадрового состава Академии.

Показатель результата № 1: доля лиц, имеющих ученые степени и (или) звания от общего количества ППС и НС.

Показатель результата № 2: доля ППС и НС, прошедших обязательную профессиональную подготовку и переподготовку.

Показатель результата № 3: доля сотрудников, преподающих на государственном и русском языках (двуязычие) от общего количества ППС.

Показатель результата № 4: количество мероприятий, в которых сотрудник ППС и НС участвовал в качестве приглашенного специалиста-эксперта, национального тренера и докладчика.

Задача 3.2. Подготовка собственных национальных тренеров (экспертов), в том числе международного класса.

Показатель результата № 1: количество тренеров международного класса, привлеченных для реализации задач Академии.

Показатель результата № 2: доля ППС, прошедших международные сертификации, от их общего количества.

Показатель результата № 3: доля сотрудников прошедших подготовку в качестве национальных тренеров и (или) имеющих экспертные навыки от общего количества ППС и НС.

Задача 3.3. Расширение использования современных IT-технологий в деятельности Академии, в том числе с применением искусственного интеллекта.

Показатель результата № 1: доля цифровизации научно-образовательного процесса Академии от общего запланированного объема.

Показатель результата № 2: внедрение в Академии системы управления обучением LMS (Learning Management System).

Задача 3.4. Ресурсное обеспечение научно-образовательного процесса Академии.

Показатель результата № 1: доля бюджетных средств реализуемых в рамках развития научно-образовательной инфраструктуры Академии.

Показатель результата № 2: введение в эксплуатацию общежития Академии на 350 мест с пристраиваемой аудиторией и конференц-залом.

 

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 

Механизм реализации Стратегии предполагает:

— организацию рабочих встреч, мониторинг исполнения Стратегии, разработку Плана мероприятий и контроль ее реализации;

— регулярное обновление и пополнение стратегической информацией за счет официальной статистики и по результатам мониторинга;

— подготовка презентационных публикаций по реализации Стратегии с обязательным размещением их на сайте Академии;

— рассмотрение результатов реализации Стратегии и Плана мероприятий на заседании Ученого совета.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Стратегия является фундаментом для продолжения трансформации Академии в соответствии с современными требованиями и глобальными тенденциями. Реализация Стратегии предполагает комплексный подход к улучшению всех аспектов деятельности Академии, включая образовательные программы, научно-исследовательскую работу, международное сотрудничество и корпоративную культуру.

Основываясь на проведенном SWOT-анализе, Академия планирует мобилизовать свои сильные стороны и открыть новые возможности для достижения поставленных стратегических целей. В то же время будут предприняты меры по минимизации влияния слабых сторон и нейтрализации внешних угроз. Всё это потребует скоординированных усилий всех подразделений и каждого сотрудника Академии.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

К 2028 году ожидается достижение следующих ключевых результатов:

укрепление позиций Академии в качестве лидера в области образования для правоохранительных органов, как в Казахстане, так и в странах СНГ;

подготовка высокопрофессионального кадрового состава правоохранительных органов новой формации;

создание сильной корпоративной культуры с акцентом на непрерывное обучение и этические стандарты;

внедрение инновационных технологий и методик обучения, включая использование искусственного интеллекта и дистанционные образовательные платформы;

расширение научно-исследовательской деятельности и увеличение количества публикаций в ведущих международных научных изданиях;

расширение международного сотрудничества и академической мобильности с ведущими образовательными и научными центрами мира;

формирование активного и вовлеченного сообщества выпускников, способствующего развитию профессиональной сети и поддержке слушателей и обучающихся;

высокий уровень профессиональной компетенции сотрудников Академии;

увеличение количества собственных тренеров международного уровня;

укрепление материально-технической базы Академии.

Эти результаты будут служить гарантией того, что Академия не только сохранит, но и укрепит свои позиции, как центральное звено в системе подготовки кадров для правоохранительных органов Республики Казахстан.

 

 

Сокращения и определения:

1-Институт – Институт профессионального обучения Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан;

СНГ – Содружество Независимых Государств;

КОКСНВО – Комитет по обеспечению качества в сфере науки и высшего образования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан;

КПК – курсы повышения квалификации Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан;

ППС – профессорско-преподавательский состав Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан;

НС – научный состав Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан;

Президентский резерв – список сотрудников, прошедших особый порядок отбора, предусмотренный настоящими Правилами, для выдвижения на вакантные вышестоящие руководящие должности правоохранительных и специальных государственных органов, органов гражданской защиты, в том числе сотрудников органов государственной противопожарной службы;

первоначальная профессиональная подготовка – форма профессионального обучения в Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан для лиц, поступающих на службу в правоохранительные органы, направленная на приобретение профессиональных навыков.