СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
АКАДЕМИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ПРИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЕ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА 2019-2023 ГОДЫ

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения;
2. Миссия, видение и принципы;
3. Стратегические цели и задачи;
4. Механизм реализации Стратегии;
5. Ожидаемые результаты;
6. Перечень правовых актов и использованных источников.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Стратегия развития Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан на 2019-2023 годы разработана с целью дальнейшей модернизации системы подготовки кадров для правоохранительных органов.

Государственное учреждение «Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан» (далее – Академия) является некоммерческой организацией образования с особым статусом, самостоятельно определяющая содержание образования и организацию образовательной деятельности.

Академия создана Указом Первого Президента Республики Казахстан 4 мая 2015 года №15 с возложением следующих задач:

— повышение профессионального уровня сотрудников правоохранительных органов, в т.ч. состоящих в Президентском резерве;

— координация и проведение межведомственных научных исследований в сфере правоохранительной деятельности;

— реализация программ послевузовского образования.

На сегодня Академия прошла период становления, проделана значительная работа.

Получены лицензии на право осуществления образовательной деятельности по программам послевузовского образования (магистратура и докторантура) по специальностям «Правоохранительная деятельность» и «Юриспруденция».

Разработана и внедрена нормативно-правовая база, созданы консультативно-совещательные, коллегиальные органы управления (Ученый, Учебно-методический, Научно-методический и Диссертационный советы).

В 2017 году Академия прошла аккредитацию Министерством образования и науки в качестве субъекта научно-технической деятельности.

В 2018 году Независимое Агентство по обеспечению качества в образовании провело институциональную аккредитацию учебного заведения. Получено свидетельство сроком на пять лет до 19 января 2024 года о соответствии реализуемых образовательных программ всем требованиям и стандартам.

Это дает Академии преимущество для дальнейшего повышения рейтинга вуза, укрепления конкурентных позиций среди казахстанских вузов.

В 2018 году утверждена новая структура Академии, образованы специальные кафедры по прокурорскому надзору, следственной и оперативной работе, а также международного обучения. Создано специальное Управление по мониторингу и оценке качества научно-образовательной деятельности, Отдел по развитию и сопровождению информационно-коммуникационных систем.

Программы обучения Академии ориентированы на основные направления надзорной деятельности (в сфере модернизации уголовного процесса, защиты общественных интересов, исполнительного производства, административного и гражданского законодательств), а также учитывают специфику деятельности антикоррупционной службы (противодействие коррупции в государственных органах и квазигосударственном секторе) и службы экономических расследований (преступления в сфере экономики), а также социально-психологические компетенции.

Тематика курсов повышения квалификации сотрудников основана на анализе и оценки потребностей практики.

В целом с 2015 года в стенах Академии прошли повышение квалификации и переподготовку более 5000 сотрудников правоохранительных органов, начиная с 2019 года начат процесс обучения по дистанционной форме.

Создана и налажена система подготовки лиц, состоящих в Президентском резерве. Тематика курсов в основном состоит из вопросов обеспечения национальной безопасности, противодействия терроризму и экстремизму, коррупции и использованию информационных технологий.

Свою квалификацию на Президентских курсах повысили 86 руководителей из прокуратуры, внутренних дел, национального бюро и службы экономических расследований, 23 или 27% из них назначены на вышестоящие должности.

Для профессорско-преподавательского состава Академии функционирует система повышения квалификации и профессионального развития.

Это прохождение стажировки в ведущих ВУЗах Казахстана (Назарбаев Университет, Национальный университет обороны им. Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби и др.), обучение на мероприятиях по направлениям педагогической деятельности, в том числе в России и Венгрии.

На постоянной основе функционирует Школа педагогического мастерства, для проведения занятий привлекаются опытные сотрудники Академии, а также преподаватели, ученые, эксперты из других ВУЗов.

В сфере международного сотрудничества приоритетным для Академии является проект по созданию Регионального хаба по противодействию глобальным угрозам. Это экстремизм и терроризм, незаконный оборот наркотиков, нелегальная миграция и торговля людьми, экологическая преступность, киберпреступность, финансовые преступления и коррупция.

Наряду с сотрудниками казахстанских правоохранительных органов, в Хабе обучаются сотрудники из силовых структур из Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана, Афганистана и Пакистана.

Установлено тесное взаимодействие с партнерами ОБСЕ, ЕС, ООН, Интерпола, INTERRA, ITEC, Всемирного банка, Агентства MASHAV, посольствами и представительствами зарубежных стран (США, Турция, Израиль, ФРГ, Венгрия, Франция, Россия, Великобритания, Индия).

При их содействии в 2018 году организован выезд за рубеж 80 сотрудников прокуратуры для обмена опытом, обучения и участия в международных мероприятиях в Австрии, Венгрии, Грузии, Кыргызстане, Литве и др.

С момента образования Хаба проведено 42 тренинга с участием международных экспертов, прошли обучение 1378 сотрудников правоохранительных органов, подготовлено 10 национальных тренеров по расследованию финансовых преступлений.

Особенностью проведения образовательных мероприятий Хаба является использование инновационных методов преподавания как «симуляция» (моделирование случаев реального совершения преступлений с последующими этапами их выявления, пресечения и расследования).

Обучающиеся отрабатывают практические навыки и выявляют проблемные зоны в работе. Подобный тренинг впервые на постсоветском пространстве при поддержке ОБСЕ проведен в сентябре 2018 года на тему: «Борьба с торговлей людьми по миграционным маршрутам».

Участие в нем приняли более 100 человек из 19 государств (Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Россия, Таджикистан, Литва, Украина, Туркменистан, Армения, Грузия, Кыргызстан, Израиль, Молдова, Азербайджан и др.). Подобные мероприятия планируется продолжить по другим направлениям Хаба.
Также в рамках присвоенного в апреле 2018 года Академии статуса базовой организации государств – участников СНГ по повышению квалификации и переподготовке кадров для органов налоговых (финансовых) расследований проведен международный семинар – тренинг «Финансовые расследования и возврат незаконных активов» (ноябрь 2018 года).

В целях формирования единой политики научных исследований правоохранительных органов образован Научно-методический совет, в состав которого входит руководство Академии, руководители аппаратов и кадровых служб правоохранительных органов и научного сообщества.

Проводимые Академией научные исследования носят межведомственный характер и ориентированы на решение стратегических задач в правоохранительной деятельности. Их тематика связана с мероприятиями Общенационального плана, Совета по правовой политике и иных программных документов.

В 2018 году завершены исследования по 5 научным темам: «О постепенном сужении смертной казни», «По противодействию хищения нефти и нефтепродуктов», «По противодействию незаконному выводу капитала», «По обеспечению экологической безопасности в условиях перехода к «зеленой» экономике», «Профилактика преступности через криминологическое прогнозирование на примере Западно-Казахстанской области».

По итогам подготовлены научно-практические пособия и методические рекомендации, на 2 методики зарегистрированы авторские права, проведено 3 криминологических форума и 1 конференция.

По линии послевузовского образования Академия осуществляет высшую профессиональную подготовку в магистратуре и докторантуре по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность».

С 2015 по 2018 годы выпущено 74 магистранта и 12 докторантов.

В 2018 году на обучение приняты 50 сотрудников, из них в магистратуру — 40, в докторантуру – 10. Всего в Академии обучаются 109 слушателей, из них в магистратуре — 79, в докторантуре — 30.

Для реализации творческих возможностей магистрантов и докторантов в исследованиях создан Совет молодых ученых.

Обновлена учебно-материальная база, все учебные аудитории оснастили новыми интерактивными досками, проекторами, работают лингафонный и компьютерный кабинет.

 

АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН АКАДЕМИИ

S (strength) – сильные стороны W (weakness) – слабые стороны
Закреплен особый статус Академии на уровне законодательных актов Республики Казахстан.

Создана и действует система повышения квалификации, высшая профессиональная подготовка в магистратуре и докторантуре, в том числе Президентского резерва.

Академия определена базовой организацией государств – участников СНГ по повышению квалификации и переподготовке кадров для органов налоговых (финансовых) расследований.

Научные исследования, проводимые Академией, носят межведомственный характер и ориентированы на решение стратегических задач правоохранительных органов.

Создан Региональный хаб по противодействию глобальным угрозам (экстремизм и терроризм, незаконный оборот наркотиков, нелегальная миграция и торговля людьми, экологическая преступность, киберпреступность, финансовые преступления и коррупция)

Недостаточный уровень практикоориентированнсти учебных курсов и результатов научных исследований.

Слабая система переподготовки, повышения квалификации научно-педагогического состава.

Недостаточный уровень автоматизации учебного процесса, внедрения информационно-коммуникационных технологий.

Низкая доля внедрения магистерских и докторских диссертаций в практическую и педагогическую деятельность.

Отсутствие бюджетного финансирования научной деятельности правоохранительных органов.

Недостаточная материально-техническая база.

Низкое количество изданий и публикаций Академии, в том числе в рейтинговых журналах.

Отсутствие собственных печатных изданий, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки.

 

2. МИССИЯ, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ

Миссия:

Внесение уникального вклада в правоохранительную деятельность через обучение и науку на основе сочетания лучших отечественных традиций и мирового опыта.

Видение:

Академия признанный лидер в области науки и образования в правоохранительной сфере с передовым обучением, опытом и инновациями.

Принципы:

Профессионализм:

Коллектив обладает высоким знанием профессии, адаптируется к смене парадигм и способен формировать тренды в образовании и науке.

Клиентоориентированность:

Коллектив стремится предоставлять образовательные и научные услуги высокого качества, удовлетворяя потребности наших заказчиков и граждан (потребителей).

Честь

Коллектив привержен высоким стандартам этического поведения. Своим примером и отношением к работе заслуживает доверие партнеров.

Уважение

Мы ценим различия в людях и идеях. В основе наших взаимоотношений честность, достоинство и поддержка.

Превосходство

Мы нацелены стать лучшими в своем деле. Мы непрерывно учимся и совершенствуемся.

Партнерство

Мы открыты для сотрудничества и внедряем лучший международный опыт.

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ЦЕЛЬ №1 ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Целевой индикатор – Предоставление качественного образовательного процесса на уровне мировых стандартов.

Показатели результата:

— получение Академией к 2020 году статуса базовой организации по обучению прокурорско-следственных работников стран СНГ;

— к 2023 году рекомендации Независимого агентства (IQAA) на постаккредитационный период будут выполнены на 90-95%.

— доля сотрудников правоохранительных органов (кроме — МВД) к 2023 году повысивших квалификацию в Академии, составит 75%.

Результатом выполнения цели и показателей должно стать усиление практической составляющей обучения сотрудников правоохранительных органов, будут приняты следующие меры:

— реализация рекомендаций Независимого агентства (IQAA) в постаккредитационный период составит 90-95%. Для последовательного их выполнения будет составлен план мероприятий, в нем будут определены конкретные сроки и ответственные исполнители;

— обучение профессорско-преподавательского состава Академии современным формам, методам, средствам и технологиям преподавания (Школа научно-педагогического мастерства);

— стажировка научного и профессорско-преподавательского состава в правоохранительных и государственных органах, ВУЗах;

— проведение учебных курсов с использованием активных методов обучения, основанных на андрагогике («аdult-learning»): кейсы (увеличение процентного соотношения обучения теории через разбор кейсов /немецкий, британский опыт/; разработка кейсов на основе реальных дел); симуляционные тренинги; групповые проекты; геймификация и т.д.;

— внедрение программы трехъязычного обучения в Академии по программам послевузовского образования;

— повышение уровня удовлетворенности обучающихся и слушателей качеством учебного процесса;

— изучение и внедрение передового опыта ведения образовательного процесса, инновационных технологий обучения, в т.ч. разработка образовательных методик.

Задача 1.1. Развитие практикоориентированного подхода в обучении

Результаты задачи позволят:

— повысить уровень практикориентированности материалов учебных курсов и реализуемых образовательных программ.

Будут предприняты следующие меры:

— проведен анализ потребностей правоохранительных органов в тематике и формах обучения;

— работодатели будут участвовать в экспертизе учебных программ послевузовского образования (МОП), а также учебных курсов повышения квалификации;

— к проведению занятий по дисциплинам будут привлекаться практические работники.

Задача 1.2. Обеспечение требований закона о повышении квалификации сотрудников правоохранительных органов

Результаты задачи позволят:

— Обеспечить требование закона об обязательном повышении квалификации сотрудников правоохранительных органов;

Будут приняты следующие меры:

— разработаны учебные курсы для повышения квалификации сотрудников в дистанционной форме;

— проведены обучающие мероприятия в рамках статуса базовой организации государств – участников СНГ по повышению квалификации сотрудников для налоговых органов;

— получение образования по программам послевузовского образования в дистанционной форме;

— проведены обучающие мероприятия по направлениям Регионального Хаба;

— организовано обучение сотрудников органов прокуратуры в зарубежных странах, а также сотрудников правоохранительных органов, состоящих в Президентском резерве.

Задача 1.3. Расширение использования в учебном процессе возможностей IT-технологий

Результаты данной задачи позволят максимально автоматизировать управление учебным процессом в Академии, в том числе при проведении научных исследований и работу библиотечной системы.

Будут приняты следующие меры:

— создана система доступности методического обеспечения учебного процесса, в т.ч. внедрение интегрированной библиотечной системы;

— разработаны и запущены модули системы «Е-Академия»;

— усовершенствована работа межведомственной научно-информационной системы.

 

ЦЕЛЬ №2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Результаты достижения данной цели позволят повысить эффективность межведомственных исследований, научно-методическое обеспечение правоприменительной практики, имидж Академии в научной среде и долю внедрения результатов магистерских и докторских диссертаций обучающихся в практическую и педагогическую деятельность.

Будут приняты следующие меры:

— участие правоохранительных органов в формировании тем магистерских и докторских диссертаций обучающихся исходя из потребностей практики;

— публикационная и издательская активность научных сотрудников (в ведущих международных журналах, в том числе с импакт-фактором, в научных изданиях, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки);

— проведение Академией научных исследований совместно с правоохранительными и государственными органами, международными и неправительственными организациями, отечественными и зарубежными ВУЗами, в т.ч. участие в составе авторских коллективов;

— разработка собственных методик анализа, оценки, математических моделей правовых явлений;

— освещение результатов научных исследований (достижений) на широких информационных площадках;

— повышение уровня внедрения результатов магистерских и докторских диссертаций в практическую, научную и образовательную деятельность (% от количества завершенных работ в учебном году);

— обобщение предложений обучающихся Академии в рамках проведенных научных исследований.

 

ЦЕЛЬ №3 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО КАДРОВОГО СОСТАВА

Результаты данной цели позволят укомплектовать Академию высококвалифицированными кадрами, создать систему непрерывного обучения сотрудников и повысить их профессиональный уровень.

Доля ученых и специалистов-практиков от общего количества cотрудников будет повышаться ежегодно.
Предстоит осуществить следующие мероприятия:

— привлечь на работу в Академию профессионалов практиков (с опытом работы не менее 5 лет), ученых (к.ю.н., доктор Phd и д.ю.н.);

— организовать курсы, семинары для повышения квалификации сотрудников Академии, в том числе на еженедельных занятиях по изучению законодательства и международного опыта;

— повысить научную квалификацию сотрудников, в т.ч. путем стимулирования к получению ученой степени и звания;

— обучить сотрудников Академии государственному языку;

— организовать переобучение и адаптацю сотрудников Академии к письму на государственном языке, в связи с переходом на латиницу;

— обучить сотрудников Академии английскому языку.

Задача 3.1. Улучшение морально-психологического климата в Академии

Результаты данной задачи позволят создать атмосферу доверия и поддержки в стенах Академии, повысить уровень удовлетворенности сотрудников морально-психологическим климатом в коллективе.

Будут осуществлены следующие мероприятия:

— организация культурно-массовых, спортивных и иных мероприятий, направленных на укрепление корпоративной культуры;

— стимулирование наиболее активных сотрудников, обучающихся и слушателей за высокие достижения в учебе, участие в общественной работе, спортивных и культурно-массовых мероприятиях;

 

ЦЕЛЬ №4 ПОВЫШЕНИЕ ИМИДЖЕВОЙ РАБОТЫ

Результаты данной задачи способствуют повышению уровня позитивного восприятия Академии в обществе через СМИ и социальные сети.

Будут осуществлены следующие мероприятия:

— обеспечение информационного сопровождения, проводимых мероприятий Академии в СМИ и на интернет-ресурсах;

— увеличение количества подписчиков в социальных сетях (Facebook, Instagram, Твитер, Теlegram);

— разработка и выпуск видеороликов о деятельности Академии;

— разработка справочно-информационных материалов о деятельности Академии;

— повышение публикационной активности профессорско-преподавательского состава Академии.

 

ЦЕЛЬ №5 УКРЕПЛЕНИЕ ПАРТНЕРСКИХ СВЯЗЕЙ, РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Результаты данной цели позволят укрепить сотрудничество с отечественными, зарубежными и международными организациями, создать систему долгосрочных партнерских отношений.

Для реализации необходимо принять следующие меры:

— расширение сотрудничества Академии с другими зарубежными образовательными учреждениями;

— взаимодействие с международными и зарубежными организациями (ООН, ОБСЕ, СЕ и др.);

— подготовка национальных тренеров по направлениям Хаба.

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Обеспечение стратегических целей и конкурентоспособности требует проведения ряда организационных мероприятий, в том числе создание необходимой инфраструктуры, включая современную учебно-материальную базу, здания и сооружения, способных удовлетворить потребности, как сотрудников, так и обучающихся.

Результат позволит вывести Академию на уровень передовых учебных заведений, привлекательных для работы и учебы.

Будут приняты следующие меры:

— внедрение профессиональной подготовки кандидатов впервые поступающих на службу в правоохранительные органы (кроме МВД);

— получение Академией статуса провайдера по обучению сотрудников правоохранительных органов в рамках государственной стипендии «Болашак»;

— внедрение профильной магистратуры по специальности «Правоохранительная деятельность»;

— придание Академии статуса базовой организации по обучению прокурорско-следственных работников стран СНГ;

— проработка вопроса бюджетного финансирования научной деятельности правоохранительных органов;

— включение научного журнала «Вестник Академии правоохранительных органов» в Перечень изданий, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН;

— пополнение библиотечного фонда Академии, в т.ч. электронными изданиями;

— проработка вопроса капитального ремонта общежитий Академии;

— проработка получения ПСД на новый административно-бытовой корпус, КПП и ТИР;

— проработка вопроса финансирования благоустройства территории Академии;

— запуск имитационного и учебного полигона-трансформера;

— улучшение социально-бытовых условий обучающихся и слушателей;

— приобретение комплекта оборудования для телестудии.

 

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Механизм реализации Стратегии предполагает:

— организацию рабочих встреч, мониторинг исполнения Стратегии, контроль реализации Плана мероприятий;

— регулярное обновление и пополнение стратегической информации за счет официальной статистики и по результатам мониторинга;

— подготовка презентационных публикаций по реализации Стратегии с обязательным размещением их на сайте Академии;

— рассмотрение результатов реализации Стратегии и Плана мероприятий на заседании Ученого совета.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целях реализации поставленных настоящей Стратегией целей и задач планируется разработка и утверждение документа стратегического планирования по основным направлениям деятельности Академии.

Реализация Стратегии учебного заведения обеспечит дальнейшее укрепление и развитие Академии, как лидера в области науки и образования в правоохранительной сфере с передовым обучением, опытом и инновациями.

 

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ДРУГИХ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Закон Республики Казахстан от 27.07.2007 г. «Об образовании»;

Закон Республики Казахстан от 18.02.2011 г. «О науке»;

Указ Президента от 24.08.2009 г. № 858 « Об утверждении Концепции правовой политики на период с 2010 по 2020 годы»;

Указ Президента от 01.03.2016 г. №205 «Об утверждении Государственной программы развития образования на 2016 -2019 годы»;

Постановление Правительства от 25.04.2016 г. №243 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Государственной программы развития образования на 2016-2019 годы».

Государственный стандарт высшего и послевузовского образования (постановление Правительства от 23.08.2012 г. №1080).

Послание Президента народу Казахстана от 14.12.2012 г.;

Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства»;

Послание Президента от 17.01.2014 г. «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»;

Послание Президента от 31.01.2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»;

Программа Президента от 20.05.2015 г. «План нации – 100 конкретных шагов».