Об основных направлениях реформирования уголовного и уголовно-процессуального законодательства

Кешіріңіз, бұл мәтін тек қол жетімді “Орыс Тілі” және “Американдық Ағылшын Тілі”.

Серикжан Тасщанов,
начальник Управления Института
Академии правоохранительных органов
при Генеральной прокуратуре

 

В положениях Стратегии «Казахстан- 2050» и Плана Нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ Президента Казахстана предусмотрены вопросы концептуальной модернизации уголовного, уголовно-процессуального права.

Суть реформ в том, чтобы правосудие и правоохранительная система были нацелены исключительно на обеспечение прав и свобод граждан, строгое исполнение законов и укрепление правопорядка.
С начала 2015 года действуют новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, анализ применения которых показал эффективность введенных институтов.

Новый уголовный кодекс, определив вектор развития уголовного законодательства, отражает в целом толерантный подход в отношении лиц, впервые совершивших преступление. Однако, одновременно он ужесточает санкции за тяжкие преступления, рецидивную и организованную преступность.

В Уголовно-процессуальном кодексе усилены гарантии конституционных прав граждан, упрощена процедура начала уголовного преследования, упрощены его досудебные и судебные стадии. Введены новые институты: процессуальные соглашения, фигуры процессуального прокурора и следственного судьи, а также возможности депонирования показаний и дистанционного допроса.

На протяжении двух лет в стране применяется «Правило Миранды», когда при задержании лица последнему незамедлительно разъясняются все его права.

Законодательно обеспечен баланс между обвинением и защитой за счет поэтапной передачи следственному судье полномочий по санкционированию следственных действий: осмотра жилого помещения, обыска, выемки, личного обыска.

За прокурором же в УПК сохранены полномочия по санкционированию негласных следственных действий, принудительного получения образцов у потерпевшего, свидетеля, принудительного освидетельствования потерпевшего, свидетеля, заявителя.

Кроме того, расширены полномочия защитника, в том числе на досудебной стадии уголовного процесса. Предметы, документы, иные данные, представленные защитой, подлежат обязательному приобщению к материалам дела.

Защитник вправе сам опрашивать лиц, в том числе с использованием научно-технических средств, а также самостоятельно получать на договорной основе заключения эксперта, специалиста и ходатайствовать о приобщении таких заключений к делу.

Как показал анализ, все названные изменения повысили элемент состязательности на досудебной стадии.
Кроме того, с начала 2015 года автоматизирован единый реестр досудебных расследований, что позволяет контролировать ход следствия в режиме «он-лайн».

Введенные новые институты уголовного процесса: ускоренное досудебное расследование и процессуальное соглашение также оправдали свое предназначение. За счет расширения оснований примирения увеличилось количество дел, по которым стороны примирились до суда.

Вместе с тем, одновременно с положительными нововведениями появились также и вопросы, обсуждение которых осуществляется межведомственной рабочей группой Генеральной прокуратуры
Площадкой для публичного обсуждения таких вопросов выступает криминологический форум «Дискуссии в Косшы», который был образован в 2016 году по инициативе Генерального Прокурора Республики Казахстан Асанова Ж.К.

Организатором заседаний криминологического форума выступает Генеральная прокуратура и Академия правоохранительных органов. В качестве соорганизатора по ряду тем выступил проект Европейского Союза «Совершенствование уголовного правосудия в Казахстане».

Участие в обсуждение проблем и выработки путей решения принимают представители правоохранительных органов, неправительственных организаций, а также адвокатского и научного сообщества.

К примеру, в марте т.г. на форуме обсуждена тема: «Почему не хотят быть свидетелем», «Потерпевший: надёжно ли защищены его права?».

Тема вызвала огромный интерес ученых, юристов и общественности, поскольку она затрагивает права и интересы практически каждого человека.

Так, из 9 тыс. жалоб, поступивших в органы прокуратуры на действия лиц, осуществляющих досудебное расследование, 5 тыс. подано потерпевшими. Данное обстоятельство предопределило выбор темы обсуждения.
Свидетель и потерпевший – это одни из ключевых фигур уголовного процесса.

На практике люди не всегда идут на встречу органам расследования. Зачастую, они не хотят давать показания и оказывать содействие в расследовании правонарушений.

Мы попытались выяснить: почему это происходит?

Основной причиной, по которой не хотят быть свидетелем, является неуверенность граждан в обеспечении их безопасности.

Страх за себя и близких укоренился и доминирует в сознании людей из-за мнения о неэффективности принимаемых органов следствия мер безопасности.

Люди не верят, что дав суду и следствию правдивые показания, они будут полностью защищены от физического либо психологического давления со стороны обвиняемых.

Не общественности секрет, что в ходе следствия отдельные подозреваемые, обвиняемые запугивают либо иным способом воздействуют на потерпевших и свидетелей с целью изменить показания.

Для них не составляет труда получить сведения о месте проживания свидетелей, заявителей и потерпевших, которые находятся в материалах уголовного дела. Такую информацию они могут получить через своих защитников.

Следующая причина — непрофессионализм отдельных сотрудников правоохранительных органов, чье грубое и неуважительное отношение к участникам процесса еще больше отталкивает людей.

Длительные ожидания начала следственных действий, неоднократные вызовы, отвлечение от работы и понесенные в связи с этим материальные расходы лишь усугубляет негативное отношение к органам и окончательно формирует нежелание людей сотрудничать со следствием.

Эти и другие факторы порождают большие сомнения у людей, что правоохранительные органы в целом способны защитить их права, если вдруг они окажутся потерпевшими либо свидетелями.

В этой связи, все участники криминологического форума отметили особую актуальность темы и выразили единое мнение о необходимости принятия комплекса правовых и практических мер по исправлению сложившейся ситуации.

К примеру, предложено предусмотреть в УПК право потерпевшего в конкретных случаях получать от государства квалифицированную юридическую помощь, как это гарантировано подозреваемым, обвиняемым и подсудимым, не имеющим своего адвоката.

Подобный опыт положительно реализован в Российской Федерации и ряде других зарубежных стран.

Также выработаны рекомендации о необходимости закрепления обязанности лица, осуществляющего досудебное расследование, о незамедлительном признании лица потерпевшим с момента установления данных, свидетельствующих о причинении ему морального, физического или имущественного вреда.

В целом по итогам форума разработаны и направлены уполномоченным органам рекомендации, дорожная карта с организационно-практическими мерами и предложениями по изменению действующего законодательства.

Всего же запланировано обсуждение на форуме 9 актуальных тем, касающихся участников уголовного процесса. В ближайшее время планируется проведение очередного форума на тему: «Подозреваемые и обвиняемые. Надежно ли защищены их права».

Предлагаем общественности выразить свои мнения и предложения по данным вопросам в рубрике «Дискуссии в Косшы» сайта Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре.