Логика и очевидность предлагаемых реформ

Улан Байжанов,
ректор Академии правоохранительных органов
при Генеральной прокуратуре

 

В мире существует более 200 государств, и каждое из них имеет свою правовую систему, отражающую социально-экономические, политические и культурные особенности данной страны.

Неделимой составной частью механизма осуществления власти является институт главы государства. Конституционно-правовая доктрина рассматривает этот институт в качестве гаранта национального единства, обеспечивающего одновременно преемственность и стабильность государственной власти, взаимодействие различных ее ветвей.

В условиях современного Казахстана Президент является ключевым фактором эффективного государственного управления. Уже позади четверть века независимости Казахстана. И самую трудную часть своего становления республика под его руководством прошла с достоинством.

Современный мир стал свидетелем уникального и впечатляющего примера стремительности преобразований и масштаба перемен в нашей стране. За прошедшие годы Казахстану удалось сохранить стабильность и межконфессиональное согласие, обеспечить экономический рост и социальное благополучие граждан, развитие демократических институтов.

Адекватно реагируя на современные вызовы и угрозы, Глава государства продолжает проводить глубокие преобразования в рамках пяти институциональных реформ.

Благодаря личной инициативе Нурсултана Абишевича Назарбаева, наша страна успешно председательствовала в ОБСЕ, стала непостоянным членом Совета Безопасности ООН, центром проведения ЭКСПО и Универсиады. Казахстан стал мировой диалоговой площадкой в деле укрепления межконфессионального согласия, урегулирования международных конфликтов.

При этом фигура Президента во многом определила международный имидж и особый статус Казахстана как современной и миролюбивой страны.

Имели место неодобрительные высказывания некоторых критиков, прежде всего зарубежных. Многие дальновидные шаги и решения Лидера Нации оказались им не по нраву. Нередко они умудрялись увидеть в них авторитарные устремления. Жизнь доказала несостоятельность подобных досужих рассуждений.

Кардинальные и интенсивные реформы того времени требовали наличия сильной вертикали власти и были вызваны заботой о благе народа и необходимостью поэтапного проведения демократических процессов.

Инициированная Президентом страны идея перераспределения власти фактически не имеет аналогов в мировой практике и свидетельствует о его твердой приверженности идеалам демократии.

С учётом неспокойной обстановки во многих странах мира, Глава государства своевременно и логично решил сконцентрировать основное внимание стратегическим функциям, вопросам внешней политики, обороноспособности, проблемам госуправления, а также обеспечения эффективной деятельности различных ветвей власти.

Носителем верховной законодательной власти, выражающей интересы различных политических сил страны, является парламент. Развитый институт парламентаризма сегодня в состоянии регулировать важнейшие общественные отношения, а расширение полномочий Парламента позволит усилить контроль за деятельностью Правительства.

Важнейшей составной частью и центральным звеном всего государственного механизма признается исполнительная власть. Правительство наделяется дополнительными полномочиями в разработке и формулировании основных целей политики государства, определения путей и средств их достижения и осуществления. При этом повышается его ответственность за качество исполнения госпрограмм.

Сегодня страна нуждается в действенной системе защиты прав личности, интересов общества и государства, от которого зависит уровень доверия к власти и правовой политике власти. Создать правоохранительную систему, отвечающую ожиданиям общества и высоким международным стандартам — такую задачу поставил Президент страны. Действенным рычагом Главы государства в деле обеспечения законности и правопорядка является прокуратура. Активизация ее координирующей роли в профилактике и борьбе с преступностью неуклонно повышает результативность всей правоохранительной деятельности. В рамках реализации поставленных Президентом задач, Генеральной прокуратурой воплощены в жизнь многие инновационные идеи, которые уже демонстрируют свою эффективность.

Важным этапом работы в данном направлении стало создание Академии правоохранительных органов, координирующей научно-образовательную сферу в деле обеспечения законности и правопорядка. Она призвана обеспечить подготовку высокопрофессиональных кадров для всех правоохранительных органов, от молодых специалистов до Президентского резерва.

«Мир сегодня меняется на глазах. Скорость и сложность общественных процессов нарастают и в Казахстане. Уже сегодня мы должны думать о том, как реагировать на глобальные и региональные вызовы, которые неизбежно поставит грядущая история перед нами», — подчеркнул Лидер Нации в своем специальном обращении.

Здесь необходимо отметить, что с одобрения Главы государства Академией реализуется проект по созданию Регионального хаба противодействия глобальным угрозам, который позиционируется как международный исследовательский и обучающий центр. На его площадке планируется реализация проектов международных организаций по вопросам противодействия экстремизму и терроризму, незаконному обороту наркотиков и оружия, торговле людьми, киберпреступности, финансовым преступлениям и коррупции. Наряду с казахстанцами, в этом хабе планируется обучать сотрудников правоохранительных органов стран Центрально-Азиатского региона.

Задачи на ближайшее будущее видятся в том, чтобы сделать правоохранительную систему более эффективной, полно согласующейся с принципами нового политического курса страны.[:en]

Улан Байжанов,
ректор Академии правоохранительных органов
при Генеральной прокуратуре

 

В мире существует более 200 государств, и каждое из них имеет свою правовую систему, отражающую социально-экономические, политические и культурные особенности данной страны.

Неделимой составной частью механизма осуществления власти является институт главы государства. Конституционно-правовая доктрина рассматривает этот институт в качестве гаранта национального единства, обеспечивающего одновременно преемственность и стабильность государственной власти, взаимодействие различных ее ветвей.

В условиях современного Казахстана Президент является ключевым фактором эффективного государственного управления. Уже позади четверть века независимости Казахстана. И самую трудную часть своего становления республика под его руководством прошла с достоинством.

Современный мир стал свидетелем уникального и впечатляющего примера стремительности преобразований и масштаба перемен в нашей стране. За прошедшие годы Казахстану удалось сохранить стабильность и межконфессиональное согласие, обеспечить экономический рост и социальное благополучие граждан, развитие демократических институтов.

Адекватно реагируя на современные вызовы и угрозы, Глава государства продолжает проводить глубокие преобразования в рамках пяти институциональных реформ.

Благодаря личной инициативе Нурсултана Абишевича Назарбаева, наша страна успешно председательствовала в ОБСЕ, стала непостоянным членом Совета Безопасности ООН, центром проведения ЭКСПО и Универсиады. Казахстан стал мировой диалоговой площадкой в деле укрепления межконфессионального согласия, урегулирования международных конфликтов.

При этом фигура Президента во многом определила международный имидж и особый статус Казахстана как современной и миролюбивой страны.

Имели место неодобрительные высказывания некоторых критиков, прежде всего зарубежных. Многие дальновидные шаги и решения Лидера Нации оказались им не по нраву. Нередко они умудрялись увидеть в них авторитарные устремления. Жизнь доказала несостоятельность подобных досужих рассуждений.

Кардинальные и интенсивные реформы того времени требовали наличия сильной вертикали власти и были вызваны заботой о благе народа и необходимостью поэтапного проведения демократических процессов.

Инициированная Президентом страны идея перераспределения власти фактически не имеет аналогов в мировой практике и свидетельствует о его твердой приверженности идеалам демократии.

С учётом неспокойной обстановки во многих странах мира, Глава государства своевременно и логично решил сконцентрировать основное внимание стратегическим функциям, вопросам внешней политики, обороноспособности, проблемам госуправления, а также обеспечения эффективной деятельности различных ветвей власти.

Носителем верховной законодательной власти, выражающей интересы различных политических сил страны, является парламент. Развитый институт парламентаризма сегодня в состоянии регулировать важнейшие общественные отношения, а расширение полномочий Парламента позволит усилить контроль за деятельностью Правительства.

Важнейшей составной частью и центральным звеном всего государственного механизма признается исполнительная власть. Правительство наделяется дополнительными полномочиями в разработке и формулировании основных целей политики государства, определения путей и средств их достижения и осуществления. При этом повышается его ответственность за качество исполнения госпрограмм.

Сегодня страна нуждается в действенной системе защиты прав личности, интересов общества и государства, от которого зависит уровень доверия к власти и правовой политике власти. Создать правоохранительную систему, отвечающую ожиданиям общества и высоким международным стандартам — такую задачу поставил Президент страны. Действенным рычагом Главы государства в деле обеспечения законности и правопорядка является прокуратура. Активизация ее координирующей роли в профилактике и борьбе с преступностью неуклонно повышает результативность всей правоохранительной деятельности. В рамках реализации поставленных Президентом задач, Генеральной прокуратурой воплощены в жизнь многие инновационные идеи, которые уже демонстрируют свою эффективность.

Важным этапом работы в данном направлении стало создание Академии правоохранительных органов, координирующей научно-образовательную сферу в деле обеспечения законности и правопорядка. Она призвана обеспечить подготовку высокопрофессиональных кадров для всех правоохранительных органов, от молодых специалистов до Президентского резерва.

«Мир сегодня меняется на глазах. Скорость и сложность общественных процессов нарастают и в Казахстане. Уже сегодня мы должны думать о том, как реагировать на глобальные и региональные вызовы, которые неизбежно поставит грядущая история перед нами», — подчеркнул Лидер Нации в своем специальном обращении.

Здесь необходимо отметить, что с одобрения Главы государства Академией реализуется проект по созданию Регионального хаба противодействия глобальным угрозам, который позиционируется как международный исследовательский и обучающий центр. На его площадке планируется реализация проектов международных организаций по вопросам противодействия экстремизму и терроризму, незаконному обороту наркотиков и оружия, торговле людьми, киберпреступности, финансовым преступлениям и коррупции. Наряду с казахстанцами, в этом хабе планируется обучать сотрудников правоохранительных органов стран Центрально-Азиатского региона.

Задачи на ближайшее будущее видятся в том, чтобы сделать правоохранительную систему более эффективной, полно согласующейся с принципами нового политического курса страны.