Институт послевузовского образования является структурным подразделением Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре, координирующим и организующим учебный процесс кафедр Академии по подготовке магистров юридических наук и права и докторов PhD.

Институт проводит обучение по профессиональным учебным программам послевузовского образования в соответствии с Классификатором специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан. Институт организовывает вступительные экзамены в магистратуру и докторантуру Академии правоохранительных органов по направлениям специальности, подготавливает магистрантов и докторантов PhD по специальностям, соответствующим квалификации в избранной области профессиональной деятельности, в соответствии с государственный общеобразовательный стандарт образования (далее — ГОСО), разрабатывает и формирует средства методического, технического и технологического обеспечения образовательного процесса в рамках профессиональных учебных программ послевузовского образования, разрабатывает и утверждает индивидуальные планы работ магистрантов, докторантов с учетом уровня их предшествующей подготовки и способностей, проводит учебные занятия с использованием инновационных технологий обучения.

Институт координирует и контролирует организацию учебного процесса в магистратуре и докторантуре в соответствии с нормативными документами, регламентирующими учебный процесс (ГОСО, типовыми учебными планами, положениями о педагогической и научно-исследовательской практиках и т.д., а также Уставом Академии), планирует и организует учебно-методическую, научно-исследовательскую и воспитательную работу, оказывает содействие развитию творческого потенциала обучающихся и сотрудников Академии в рамках научно-образовательного процесса системы послевузовского образования, организовывает и принимает участие в работе научных конференций, совещаний, симпозиумов, разрабатывает, рассматривает и утверждает учебные планы послевузовского образования на Учебно-методическом Совете и Ученом Совете Академии, осуществляет контроль за реализацией учебных планов и программ кафедрами Института, за качеством подготовки магистрантов и докторантов, осуществление контроля за ходом подготовки диссертационных исследований.

Одной из задач Института является создание условий для получения профессиональных знаний в объеме, обеспечивающим эквивалентность дипломов магистров, докторов PhD международным стандартам образования. В этих целях Институт организовывает контроль обеспеченности материально-технической базой, учебно-методической и научной литературой, инициирует перед руководством Академии вопросы открытия новых специальностей и специализаций, совершенствования учебного процесса, внедрения новых технологий в обучение и т.д.

Также в Институте проводится:

1) профессиональная подготовка молодых специалистов органов прокуратуры и специальное первоначальное обучение для лиц, впервые поступающих в органы Национального бюро по противодействию коррупции Агентства по делам государственной службы Республики Казахстан и Службы экономических расследований Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан;

2) повышение квалификации и переподготовка сотрудников правоохранительных органов;

3) профессиональная переподготовка и повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов, состоящих в Президентском резерве руководства правоохранительных органов Республики Казахстан.

Курсы для сотрудников, состоящих в Президентском резерве правоохранительных органов

Реализация данного уникального образовательного проекта успешно начата с апреля 2016 г.

За 2016 год проведено три учебных курса для 45 сотрудников (МВД – 23, Прокуратура – 9, Нацбюро – 10, СЭР — 3).

Из числа резервистов 28 – заместители руководителей областных правоохранительных органов, 4 – занимают руководящие должности в центральных аппаратах.

Учитывая статус и уровень сотрудников указанной категории, к обучению Президентского резерва применен совершенно новый подход.

Целью курсов является совершенствование у слушателей профессиональных и управленческих компетенций, необходимых для будущей ответственной работы.

Следуя данной цели, разработана специальная учебная программа, где главный акцент сделан на развитие навыков эффективного руководства коллективом (HR-менеджмент) в обычных и нестандартных (критических) ситуациях, а также совершенствование коммуникативных качеств.

Большая часть образовательного процесса посвящена вопросам стратегического менеджмента и планирования, лидерству и личной эффективности руководителя. В то же время, в тематику курсов включены некоторые актуальные для всей страны политико-правовые вопросы, как национальная безопасность, борьба с терроризмом, противодействие коррупции и т.д. 90% всех занятий проводились в форме тренингов, на которых слушатели разрешали практические задания и составляли собственные проекты, максимально приближенные к их работе.

Для оценки эффективности образовательной деятельности Академии, до начала и после курсов проводился контроль знаний слушателей по тематике курсов, а также анкетирование.

Программы разработаны с продолжительностью обучения – 120 академических часов или 4 недели.

По такой новой образовательной технологии презентован первый курс для 16 заместителей руководителей областных правоохранительных органов (4 – прокуратура, 4 – Нацбюро, 8 – МВД).

Программа обучающего мероприятия 1 курса состояла из 3-х модулей (1-й «Основные направления государственной политики»; 2-й – «Современные технологии управления»; 3-й – «Лидерство и личная эффективность руководителя»).

Проверка уровня знаний на выходном контроле показала эффективность обучения, о чем свидетельствует увеличение среднего балла с 59% на входном до 94% правильных ответов по завершении обучения.

Результаты анкетирования показали высокую оценку слушателями уровня преподавания.

С 1 по 26 августа 2016 года проведены вторые курсы для 16 сотрудников, состоящих в Президентском резерве (5 – органы прокуратуры, 3 – органы антикоррупционной службы, 8 – органы внутренних дел).

Одной из особенностей данных курсов является усиление практической составляющей учебной программы.

Сохраняя основную концепцию успешно апробированной программы первых курсов, увеличена продолжительность обучения до 150 часов.

С учетом произошедших в стране резонансных событий, в учебной программе отдельно уделено внимание тактике ведения переговоров при массовых протестных и террористических акциях.

Внимание уделено усилению индивидуального подхода в развитии лидерских качеств каждого резервиста.

С этой целью слушатели для определения их стрессоустойчивости и других профессионально-психологических особенностей прошли специальное тестирование. По результатам, с участием опытных тренеров, на каждого слушателя составлены индивидуальные рекомендации по развитию лидерских качеств.

Для обеспечения высокого уровня обучения, к занятиям привлечено 19 авторитетных ученых и практиков, в том числе 5 иностранных экспертов и 5 представителей руководящего состава государственных органов.

В учебном процессе принимали участие британские специалисты, привлеченные в рамках реализуемого Европейским Союзом проекта Совершенствование уголовного правосудия в Казахстане, национальные коуч-тренеры Абельсеитова С.К., Викуловская А.Б., Жунусбек М.

На итоговом тестировании динамика приобретения резервистами новых знаний составила в среднем 98 баллов (из 100) против 55 на первичном тестировании.

С целью формирования фонда лекционных и практических занятий производилась видеозапись всего учебного процесса.

В период с 31 октября по 25 ноября 2016 года проведены очередные курсы повышения профессионального уровня для 13 сотрудников, состоящих в Президентском резерве руководства правоохранительных органов(3- органы антикоррупционной службы, 3 — служба экономических расследований КГД, 7- органы внутренних дел).

Обучение проходило по специальной программе, нацеленной на развитие навыков эффективного руководства коллективом с учетом современных трендов и технологий в сфере управленческой деятельности, и состоит из трех модулей (1-й «Основные направления государственной политики», 2-й «Тактика проведения переговоров при массовых протестных и террористических акциях» и 3-й «Лидерство.Современные технологии управления»).

Одной из особенностей данного мероприятия, организованного на основе анализа опыта проведения предыдущих курсов (в апреле и августе т.г.), стало усиление практической составляющей обучения.

Для обеспечения высокого уровня учебного процесса, к занятиям привлечено 13 авторитетных ученых и практиков, в том числе 4 представителя руководящего состава государственных органов.

Мастер классы для резервистов проводили опытные, квалифицированные специалисты, в том числе руководители госорганов Абдымомунов А.К., Билисбеков Н.Д., Ергожин Д.Е., Сулейменов К.Ш. и Айтпаева С.М.

В учебном процессе принимали участие британские специалисты, привлеченные в рамках реализуемого Европейским Союзом проекта “Совершенствование уголовного правосудия в Казахстане” а также хорошо зарекомендовавшие себя на предыдущих курсах национальные коуч-тренера Абельсеитова С.К., Викуловская А.Б., Жунусбек М.А. и Шакимова Л.С.

По результатам итогового тестирования слушатели показали хороший уровень знаний, наблюдалась положительная динамика: по сравнению с первичным тестированием, средний балл увеличился с 60% до 99% правильных ответов, что указывает на освоение обучающимися учебной программы.

По окончании каждого модуля курсов проводилось анонимное анкетирование, итоги которого показали высокую оценку слушателями уровня преподавания.

В обучении по отдельным модулям приняли участие представители Администрации Президента.

Презентованы инновационные коммуникативные технологии, применяемые в переговорном процессе, методы профилирования личности.

На протяжении семинара лекторы умело использовали наглядные материалы (видео, слайды), где проиллюстрированы такие психологические методы работы, как определение психотипа и поведения террориста, приемы НЛП (нейро-лингвистическое программирование) при вербовке агента, чтение мимики и жестов при допросах.

В современных условиях одним из главных критериев успешного функционирования любой организации, в особенности государственного органа, выступает качественная аналитическая работа.

В этой связи, разработан 4-ый модуль учебного плана следующих курсов подготовки Президентского резерва руководства правоохранительных органов «Основы аналитической работы в управленческой деятельности».

В рамках данного блока программы курсов предполагается слушателям дать актуальные знания и навыки по основным стадиям аналитической работы, включая: постановку проблемы, выбор методов ее решения, анализ и синтез исходных данных, оценку, выдвижение и проверку оперативных версий, а также формулирование выводов и предложений.

Накопленные в рамках прошедших курсов опыт и учебно-методические материалы успешно используются в организации обучающих мероприятий для других категорий руководителей правоохранительных органов.

В рамках внедрения в работу проектного управления слушателями первого и второго курсов из числа сотрудников органов прокуратуры разработано более 30 концептуальных проектов, связанных с отраслевыми направлениями надзорной деятельности.

Курсы специальной первоначальной (профессиональной) подготовки

С начала 2016 года обучено 236 сотрудников правоохранительных органов.

Специальная первоначальная подготовка ведется согласно ранее одобренному на Координационном совете компетентностному подходу.

В рамках данной работы разработаны и согласованы с подразделениями Генеральной прокуратуры, СЭР КГД, антикоррупционной службы АДГС Паспорта компетенции (далее — Паспорт).

Паспорта представляют собой перечень стандартов рабочего поведения, умений и знаний, необходимых сотруднику в его практической деятельности и которыми он должен обладать после окончания обучения в Академии.

Ключевым индикатором в процессе обучения является обратная связь. С ее помощью диагностируется образовательный процесс, оцениваются результаты, корректируются действия, методики и задания с учётом индивидуальных достижений каждого слушателя и всего курса в целом.

Для чего применяются следующие методы: Входной и выходной контроль, Метод анкетирования, Ассесмент-центр (суть данного метода заключается в том, что слушатели должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты ее решения и выбрать лучший из них, решая кейсовые задачи).

Эффективность профессиональной подготовки оценивалась путем проведения вышеуказанных методов.

По результатам входного контроля средний балл уровня знаний составил 69%, что эквивалентно удовлетворительной оценке. Выходной контроль – 96% или отлично.

Уровень проведения занятий сотрудниками Генеральной прокуратуры Республики Казахстан и Академии, оценен слушателями в среднем в 4,5 балла (путем проведения анкетирования).

Вместе с тем по результатам анкетирования слушателей, принимаются меры для улучшения процесса обучения, привлечения к занятиям практикующих сотрудников, минимизации теоретических познаний и увеличение практических.

Наряду с этим следует отметить, что молодые сотрудники активно принимают участие в общественной жизни Академии (участие в спортивных соревнованиях, концертных программах, и др.).

О курсах повышения квалификации

В соответствии с согласованным с руководством Генеральной прокуратуры новым подходом, планирование и организация курсов повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов осуществляются по следующему алгоритму:

анализ потребностей практики в знаниях и формирование соответствующих тем курсов;

определение наиболее эффективных форм подготовки с учетом специфики тематик;

оценка практической эффективности каждого курса обучения и внесение соответствующих коррективов в работу.

На основе анализа подготовлены 10 учебных программ курсов повышения квалификации по всем сферам надзора, а также 6 программ для сотрудников СЭР КГД и антикоррупционной службы АДГС.

За прошедший период прошли обучение 1087 сотрудников (из органов прокуратуры, СЭР КГД, антикоррупционная служба АДГС, ПС КНБ РК, МВД, КПСиСУ).

Оценка качества обучения, курсов повышения квалификации, определяется по трем основным показателям:

1) результатам входного и выходного контроля уровня знаний по теме курса;

2) оценка слушателем качества и актуальности содержания учебного материала (соответствие полученных знаний запросам практики, эффективность при решении имеющихся проблем, компетентность лектора и др.);

3) экспертная оценка непосредственного руководителя слушателя, по истечению 2-3 месяцев после обучения, на предмет улучшения качества, работы подчиненного после обучения.

Внедрение данной оценки позволяет своевременно корректировать процесс обучения и повысить качество занятий (от организационного обеспечения до содержания конкретных тем, форм подготовки и замене тех или иных лекторов).

За 2016 год проведено 15 курсов повышения квалификации для 402 прокурорских работника по следующим темам:

«Вопросы экономической безопасности»;

«Совершенствование навыков процессуального прокурора»;

«Подготовка к судебным заседаниям и представительству интересов государства в суде по гражданским делам»;

«Повышение качества прокурорского надзора за законностью досудебного производства»;

«Качество поддержания государственного обвинения и назначение наказания за уголовные правонарушения»;

«Управление проектами в государственных органах. Управление рисками в современной организации» и «Ораторское мастерство и публичное выступление»;

«Роль процессуального прокурора и процессуального соглашения в уголовном процессе», при поддержке ОБСЕ и консульства США в Казахстане;

«Координирующая роль прокурора в профилактике правонарушений, в том числе бытового насилия и насилия над несовершеннолетними».

Одновременно в этот же период проведены курсы для руководителей подразделений по борьбе с наркотиками, в котором приняли участие 19 представителей, из них прокуратуры, МВД, КГД и ПС КНБ. Мероприятие было проведено при поддержке Управления по борьбе с наркотиками Министерства Юстиции США (DEA) и Посольства США в Республике Казахстан.

Средний бал по проведенным курсам для сотрудников прокуратуры за текущий период на входном контроле составил 70% и на выходном 94%.

В целом, по результатам анкетирования слушателей установлена достаточная полезность курсов и востребованность полученных знаний на практике, позволяющие решать возникающие проблемные вопросы.

Для сотрудников Службы экономических расследований Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан проведено 8 курсов, на которых обучено 139 следователей и оперативных сотрудников.

Курсы повышения квалификации проведены по темам «Особенности выявления и раскрытия экономических преступлений», «Особенности расследования уголовных правонарушений в сфере экономической деятельности» и «Особенности выявления и раскрытия уголовных правонарушений в сфере экономической деятельности».

Средний балл по проведенным курсам на текущий период на входном контроле составил 52 % и на выходном 84 %.

Для сотрудников Национального Бюро по противодействию коррупции Агентства по делам государственной службы Республики Казахстан проведено 6 курсов, на которых обучено 110 человек.

Курсы повышения квалификации проведены по темам «Особенности расследования уголовных дел о взяточничестве» и «Предупреждение и пресечение коррупционных и иных уголовных правонарушений против интересов государственной службы и государственного управления».

Средний балл на входном контроле составил 55% и на выходном 86%, что свидетельствуют о повышении квалификации слушателями во время обучения.

Для проведения обучающих занятий в качестве лекторов на все курсы были привлечены сотрудники Академии, судьи Верховного Суда, суда г.Астаны, сотрудники центрального аппарата Генеральной прокуратуры и областных прокуратур, Национального бюро по противодействию коррупции, Службы экономических расследований КГД МФ РК.

По результатам анкетирования каждого курса повышения квалификации вырабатываются дифференцированные меры по улучшению качества обучения и искоренения выявленных недостатков.

К примеру, по результатам принятых мер при организации и проведения второго потока курсов, для сотрудников СЭР КГД на 12% повысилась практическая используемость полученных в ходе обучения знаний (на втором потоке об этом отметили 82%, в то время как в первом потоке об этом отметили 70,5%).

Третий этап оценки — влияние программы обучения, на результаты работы обучающего на основе экспертной оценки непосредственных руководителей об изменении качества работы подчиненного после обучения (по истечению 2-х месяцев после курсов).

По мнению непосредственных руководителей обучившихся сотрудников на курсах в Академии, работа подчиненных после обучения значительно улучшилась (сократились ошибки в повседневной работе – 67%, стали использоваться новшества и передовые технологии – 67%, повысилась эффективность и качество выполняемой работы – 83%).

В тоже время руководителями выражено мнение о необходимости увеличения занятий, направленных на освоение информационных систем, анализа и обработки данных, привлечение к занятиям практических работников и иностранных специалистов, а также более детального раскрытия отдельных вопросов расследования экономических, коррупционных правонарушений.

С учетом указанных предложений в программу последующих курсов повышения квалификации внесены соответствующие коррективы и изменения.

В целях экономии бюджетных средств и охвата запланированного количества слушателей на 2016 год Академией в сентябре начато проведение выездных курсов повышения профессионального уровня для сотрудников правоохранительных органов по отдельным регионам Республики Казахстан.

Данная форма обучения является одной из эффективных в образовательном процессе, позволяющей развивать профессионализм оперативных служащих по месту работы, сэкономив рабочее время и бюджетные средства, затрачиваемые на прибытие в Академию для прохождения курсов.

Занятия проведены с участием четырех экспертов по специальной учебной программе, разработанной Академией на основе анализа типичных проблем в правоохранительной службе и потребностей в профессиональном развитии.

Тематикой курсов охвачены вопросы проектного менеджмента, использования IT-технологий в раскрытии преступлений, профессиональной коммуникабельности, а также тактики ведения переговоров при массовых протестных акциях.

По данной образовательной технологии за анализируемый период обучено 404 сотрудника правоохранительных органов (органы прокуратуры, СЭР КГД МФ РК, Нацбюро АДГС РК).

К сведению поступающих (информация о магистратуре, докторантуре, правилах поступления)

В Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан (далее – Академия) для сотрудников правоохранительных органов реализуется послевузовское образование в магистратуре и докторантуре.

Подготовка кадров в магистратуре осуществляется на базе образовательных программ высшего образования по двум направлениям:

1) научно-педагогическому со сроком обучения не менее двух лет;
2) профильному со сроком обучения не менее одного года.

Образовательные программы магистратуры направлены на подготовку кадров с присуждением степени «магистр» по специальности «Правоохранительная деятельность», «Юриспруденция».

Подготовка кадров в докторантуре осуществляется на базе образовательных программ магистратуры по научно-педагогическому направлению со сроком обучения не менее трех лет по специальности «Правоохранительная деятельность», «Юриспруденция».

Образовательные программы докторантуры направлены на подготовку кадров для научной, педагогической и (или) профессиональной деятельности, с присуждением степени доктора философии (PhD) по специальности «Правоохранительная деятельность», «Юриспруденция».